Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Лишение водительского удостоверения за превышение скорости в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Сразу скажу, что пока что никаких нововведений не произошло. Просто на днях в новостях проскочила информация о том, что всемирная организация здравоохранения предлагает снизить максимально разрешенную скорость движения в городах до 50 км/ч. Целью такого изменения является уменьшение травматизма на дорогах. Во многих европейских государствах максимальная скорость движения в городах составляет 50 или даже 40 км/ч.
Нововведения в скоростном режиме
Я целиком за такие изменения. Но вот только, честно говоря, думаю, что к должному эффекту такие изменения не приведут. Приведу свои аргументы. Тяжесть аварий, безусловно, зависит от скорости автомобилей перед столкновением. Поэтому, казалось бы, уменьшение максимальной скорости должно привести к улучшению ситуации на дорогах. Но сегодня большинство водителей не придерживаются установленной скорости 60 км/ч, следовательно и 50 км/ч они соблюдать не будут. Многие сегодня в городах ездят со скоростью 90-120 км/ч и будут продолжать это делать.
Так каким же образом можно снизить аварийность на дорогах? Ответ тут очевиден, нужно увеличить штрафы за превышение скорости, например, в 10 раз. Свою копейку водители беречь, конечно же, будут. Так и понизится аварийность (если вдруг этот абзац читает человек, имеющий отношение к принятию законов, задумайтесь над моим предложением). Даже в тех же европейских странах, где скорость меньше 60, штрафы за превышение скорости движения значительно крупнее, чем наши.—>
Но превышать запрещено даже на 1 км/ч
Многие водители в нашей стране привыкли, что если, к примеру, установлено ограничение 70 км/ч, то ехать можно до 89, и принимают это как должное. Некоторые автолюбители и вовсе не различают нарушения и наказания.
Между тем, между ними есть колоссальная разница – такой она становится при наличии прецедента, который может стоить водителю гораздо дороже штрафа ГИБДД. То есть, если вы превысили допустимую скорость даже на 1 км/час, то наказания по КоАП за это, действительно, нет. Но нарушение от этого никуда не девается. «Но мне то какая разница от этого?!» – спросите вы.
Объясняем. При совершении ДТП, в котором на первый взгляд вы совсем невиновны, всё может повернуться не в самую лучшую сторону для вас. Потому что любое дорожное происшествие имеет причину в виде нарушения. И не имеет значение, есть за него наказание или нет. Например, многие аварии происходят по причине нарушения пункта 10.1 ПДД. Но штрафа нет. А ответственность есть – за порчу чужого имущества.
И тонкость здесь заключается в том, что если судья увидит в причине ДТП не только нарушение второго участника, но и ваше превышение, то частично виновность могут положить и на вас. А если вина и без этого полностью ваша, то превышение может стать отягчающим обстоятельством при назначении административного или даже уголовного наказания.
Не верите?
Превышение скорости без штрафа
Каждый водитель может в РФ превышать скорость и не нести за это ответственность по закону. Речь идет о незначительном превышении до 20 км/ч. Это было сделано для того, чтобы погрешности измерения скорости, а также случайные превышения не были наказуемыми. Иногда это обусловлено непосредственно особенностями самой ситуации на дороге. При этом стоит всего лишь на 1 километр превысить допустимый порог, как ответственность наступит по всей строгости.
В результате нормы допустимой скорости многие воспринимают автоматически плюс 20 км/ч. Это неверный подход. Действительно, в рамках этого порога ответственность не наступает. Однако велика вероятность превысить даже этот допустимый порог, а также есть серьезный риск для безопасности, ведь нормы по скорости пишутся в ПДД с точки зрения обеспечения защиты всех участников движения.
Штраф не будет самым серьезным негативным последствием. При аварии водитель становится виновным, кроме того, само происшествие приводит к материальным проблемам по восстановлению машины и является серьезной угрозой для здоровья.
Ответственность за повторное нарушение
Более серьезные наказания в законодательстве РФ практически во всех сферах предусматриваются, если нарушения были повторными. Дорожное движение не является исключением, и в Правилах для тех, кто систематически нарушает ту же норму, предусмотрено ужесточение ответственности. Часто речь идет о повышении суммы.
В случае до 60 км/ч она составляет до 2500 тысяч рублей, при превышении больше чем на 6 км/ч стоимость будет 5000 рублей. При этом есть возможность лишения прав за повторное нарушение. В случае с камерой ответственность будет только лишь денежной, сам инспектор чаще всего направляет дело в суд, где принимают решение о лишении, ведь такой водитель является серьезной угрозой для безопасности движения в целом.
Выше отмечено, что если после повторного нарушения и более жесткого наказания водитель продолжает ездить без прав и на повышенной скорости, то деяние уже становится уголовным. Это означает, что штрафуют до 300 тысяч рублей, а также нередко наказание доходит до реального лишения свободы, может быть до 3 лет максимум.
Столь жесткие методы обусловлены частым нарушением этих норм, а также большой угрозой для безопасности не только водителя, но и всех участников движения, без ограничений.
Вопрос относительно того, а зачем вводить ограничение в 10 км/ч, риторический. Главный фактор – это наполнение бюджета. Стоит напомнить, что именно 10-20 км/ ч – самое частое нарушение водителей. И если каждый заплатит даже по 500 рублей, то казна значительно увеличится. Кто же откажется от такого источника дополнительного дохода.
Правительство озвучивает, конечно, другие доводы. Среди которых можно выделить:
- допустимый диапазон в 20 км/ч является не всегда безопасным, особенно в черте города. Например, если на аварийно опасном участке нужно передвигаться со скоростью в 40 км/ч, и к нему прибавить те же допустимые 20, то получится уже 60 км/ ч. Не стоит забывать и о допустимых погрешностях в 3 км. Это приводит к аварийным ситуациям на дорогах;
- по утверждениям представителей полиции, те же 20 км/ч играют большую роль для пешехода, попавшего в аварию. Если автомобиль едет со скоростью до 60, то шансов у субъекта выжить в разы больше, чем при наезде автомобиля со скоростью более 60. Такие слова не подтверждены статистикой, но здравый смысл в них есть.
Что грозит за фиксацию нарушения скорости камерами
Наказание практически совпадает с тем, что вменяется управляющему ТС лицу сотрудниками автоинспекции (превышение до 60 км/ч). При превышении от 60 км/ч, санкции окажутся мягче, нежели при остановке машины сотрудником автоинспекции. Как бы сильно не был нарушен скоростной режим, водителя не лишат прав, ему просто придет постановление о штрафе в 5000 руб. – что в первый, что в последующие разы.
Скорость превышена на (км/ч) |
Первичное превышение |
Повторное превышение |
0 – 20 |
– |
– |
20 – 40 |
500 руб. |
500 руб. |
40 – 60 |
1 тыс. руб. |
2 тыс. руб. |
60 – 80 |
2,5 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
от 80 |
5 тыс. руб. |
5 тыс. руб. |
Слухи об отмене ненаказуемого превышения до 20 км/ч
На протяжении всего 2019 года ходили слухи о том, что Государственная Дума РФ может отменить разрешение превышать без штрафов рекомендуемую скорость на 20 км/ч. Известно, что руководство МВД положительно относится к идее заменить существующий ненаказуемый предел превышения скорости с 20 на 10 км/ч.
Эта информация была предана гласности в эфире «Авторадио». Заявление озвучено заместителем начальника ГИБДД. Норму пропишут в КоАП, который будет исправлен и переиздан в ближайшем будущем.
Ожидается, что новый скоростной порог будет работать для езды по автомагистралям и на территории городских, сельских поселений. Правительство поручило МВД и Минтрансу разработать штрафные санкции за нарушение скоростного режима на 10–20 км/ч. Мера стала необходимой из-за большого количества аварий с человеческими жертвами, происходящих в городах и поселках.
Нарушение не было совершено, а штраф все же назначен
Как добиться справедливости в этом случае?
Практически с каждым водителем случалась ситуация, когда штраф с фотографией за нарушение ПДД приходит, но само нарушение было совершено лицом, который имеет доступ к праву управлением транспортным средством помимо владельца авто.
В любом из спорных случаев изменить решение можно обратившись в ЦАФАП – центр автоматической фиксации правонарушений. Будет лучше, если лицо, совершившее правонарушение, сможет посетить учреждение вместе с владельцем, дабы подтвердить факт ошибочного назначения штрафа.
При оспаривании решения в центре вам будет предложено посмотреть видео в хорошем качестве в момент совершения правонарушения. Если штраф был выписан необоснованно, то водитель может написать в свободной форме жалобу в ЦАФАП.
Новые штрафы за превышение скорости с 1 января 2021 года – это правда или нет?
В 2021 году именно камеры фиксируют наибольшее количество превышений, поэтому предлагаю рассмотреть особенности наложения штрафов с помощью автоматических средств.
В данном случае действуют 3 основных правила:
- За нарушение, зафиксированное камерой, водитель не может быть лишен прав или получить предупреждение.
- На водителя налагается максимальный размер штрафа, если соответствующей статьей предусмотрено лишение прав.
- На водителя налагается минимальный размер штрафа, если соответствующей статьей лишение прав не предусмотрено.
Размеры штрафов за превышение скорости, зафиксированных с помощью средств автоматической видеофиксации:
Превышение скорости | Наказание за первое нарушение | Наказание за повторное нарушение |
0 — 20 км/ч | не наказывается | не наказывается |
20 — 40 км/ч | 500 рублей | 500 рублей |
40 — 60 км/ч | 1 000 рублей | 2 000 рублей |
60 — 80 км/ч | 2 500 рублей | 5 000 рублей |
80 км/ч и более | 5 000 рублей | 5 000 рублей |
Допустимое превышение скорости в 2021 году
Камеры для автоматической фиксации были введены еще в начале текущего века. Несмотря на тот факт, что технологически они развиваются достаточно медленно, сейчас такие устройства помогают сотрудникам правоохранительных структур выявить самые различные нарушения.
Основная часть учитываемых правонарушений в 2021 году приходится именно на превышение скорости.
Особенность фиксации превышения скорости на камеру такова, что при его использовании нет необходимости в составлении протокола. Решение о назначении наказания устанавливается сразу же, после чего направляется в адрес виновного лица.
Однако подобная автоматика накладывает определенные ограничения:
- Если превышение скорости было выявлено с помощью камер, то в 2021 году может быть взыскан только штраф. Иначе говоря, лишение прав, привлечение к обязательным или принудительным работам реализовать таким образом недопустимо.
- Если положения КоАП РФ предусматривают диапазон штрафа, то сумма взыскания назначается по нижней планке.
- Если зафиксированное камерой превышение скорости попадает под статью, которая в качестве наказания содержит лишь лишение прав, то вместо изъятия водительского удостоверения на гражданина возлагается штраф в размере 5 тысяч рублей.
ВАЖНО
Все вышеперечисленные позиции касаются только камер автоматической фиксации. При выявлении нарушения закона сотрудником ГИБДД с помощью обычной видеокамеры действует стандартный регламент процедуры.
Лишение права на управление транспортным средством за несоблюдение скоростного режима используется не при каждом факте нарушения.
Изъятие водительского удостоверения в 2021 году актуально, если превышение скорости составило более 60 километров в час. Позиции ниже данной планки наказываются исключительно денежными штрафами.
Согласно положению Статьи 18.13 КоАП Республики Беларусь административная ответственность наступает при превышении установленной скорости движения от десяти километров в час. Соответственно безнаказанно скорость разрешено превышать до 10 км/час.
Штрафы по линии ГАИ РБ привязаны к базовой величине, размер базовой величины в Беларуси на сегодняшний день смотрите по ссылке.
Правонарушение | Законодательная норма | Мера ответственности |
За превышение лицом, управляющим транспортным средством, установленной скорости движения от десяти до двадцати километров в час предусмотрена ответственность в виде предупреждения или штрафа в размере до 1 базовой величины. | П.1 Статья 18.13. КоАП РБ | Предупреждения или штрафа в размере до 27 руб. (до 1 б.в.) |
Можно ли и как оспорить наказание за превышение скорости?
Автоматизация процесса выявления нарушений скоростного режима вызывает со стороны автомобилистов естественные опасения невозможности отменить ошибочно принятые решения («с камерой не поспоришь»).
А причины ошибок могут быть самыми разнообразными: от фиксации дорожной ситуации в сложных погодных условиях до дублирования квитанций об оплате за одно и то же нарушение. При этом помимо ошибок самой аппаратуры (неверное распознание номера или определение скорости, которую технически не может развить данная модель автомобиля) может присутствовать и человеческий фактор: ошибка сотрудника, проверяющего технические материалы.
Центр фиксации нарушений лишь готовит материалы, а постановление о наказании выносит по-прежнему инспектор ГИБДД и такое постановление можно оспорить.
Постановление о нарушении можно оспорить в течение 10 дней с момента получения на руки или по почте (в случае фиксации камерой). Если водитель по уважительным причинам (командировка, болезнь и т.д.) не успевает подать жалобу, допускается продление этого срока, но тогда нужно будет представлять соответствующие подтверждающие документы.
Оспорить постановление можно как в ГИБДД, так и в суде. При этом следует помнить, что на наложение штрафов или лишение прав за превышение скорости презумпция невиновности не распространяется и водителю самому придётся представлять доказательства своей правоты.
Что еще влияет на размер штрафа, кроме скорости?
Еще одним фактором, определяющим сумму штрафа, является способ фиксации нарушения. Единственно возможными являются два способа:
- через мобильный радар — ручной, который используют сотрудники Госавтоинспекции;
- через стационарный радар – установленный на участках повышенной аварийности на дорожных конструкциях.
При фиксации через стационарный радар должна назначаться нижняя граница штрафа, предусмотренная санкцией ст.12.9 КоАП РФ.
То есть в этом случае нарушителю придется платить меньше, чем при непосредственной фиксации мобильным радаром (в этой ситуации может быть назначен любой размер в пределах санкции на усмотрение должностного лица). В случае, когда размер санкции определен однозначно (например, за превышение скорости на 40 км, взыскание будет 500 р), его уменьшение недопустимо.
Пример 2: Стационарный радар зафиксировал, что автомобиль Чуйкова Р. двигался по дорожной полосе в черте г. Белгород со скоростью 120 км/ч. То есть водитель превысил скорость на 60 км/ч. Беря во внимание способ фиксации, ему придется оплатить штраф в размере 1000 р.
Эти способы отличаются друг от друга не только размером возможного наказания, но и рядом других аспектов.
Мобильный радар | Стационарный радар | |
Тип документа о привлечении к ответственности |
|
Постановление |
Присутствие нарушителя при составлении документа | Требуется | Не требуется |
Способ вручения |
|
По почте заказным письмом |
Сроки вручения | В день совершения нарушения, сразу после составления документа | В течение 3 дней со дня вынесения постановления |
Как оплатить: пошаговая инструкция
Итак, как поступить, если Вам пришел штраф?
Так как наиболее надежным банком для оплаты штрафов за превышение скорости является Сбербанк, то далее будет расписана пошаговая инструкция по оплате именно через этот банк. Наилучшими вариантами оплаты в данном случае являются Сбербанк.онлайн либо любой терминал банка или банкомат.
Последовательность действий будет такой:
- Войти в раздел, который называется «Административные штрафы».
- В выпадающем списке выбрать отделение, выписавшее вам штраф.
- Отметить серию, номер и дату вынесенного постановления.
- Ввести сумму наказания.
- Внести оплату бумажными купюрами либо указать карту, с которой будет произведена оплата.
Ольга Панфилова: «Все автомобилисты понимают, что понижение лимита – это попытка увеличить количество финансов в бюджете России. Если изучить статистику, можно убедиться в том, что начиная с 2013 года (когда «бесплатный порог» был увеличен) количество аварий на дороге не увеличилось, а значит, возврат к старым стандартам продиктован не безопасностью на дорогах.
К тому же, в данный момент существует множество лазеек, которыми пользуются нечестные работники ГИБДД. К примеру, неправильно установленные камеры или арендованные радары. Некоторые политики оправдывают возможные изменения в законе тем, что сейчас водители злоупотребляют возможностью нарушать скоростной режим.
По их мнению, лучшим решением было бы сначала пересмотреть расстановку дорожных знаков, а потом вводить новые штрафы или возвращаться к предыдущим нормам. Исходя из этого, можно делать вывод, что проведение реформы в этом году не совсем оправданный шаг».
Дычкова О.В.: «На мой взгляд, возврат к старому порогу превышения является наиболее резонансным. Мое мнение подкрепляется словами экспертов, которые говорят о том, что с нынешними штрафами и упрощенными законами доходы казны от административных наказаний резко упали. Учитывая, что изначально порог был изменен из-за выявления многих неточностей измерителей скорости, сначала нужно провести полное переоснащение материальной базы, а потом делать очередные реформы».
Изменение лимита «бесплатного превышения» в данный момент находится на стадии обсуждения, но не более того. Планируется вернуть норму 2013 года, когда допустимо было превышение на 10 км. Сейчас эта норма увеличена вдвое, а минимальный штраф за несоблюдение данного правила ПДД составляет 500 рублей, максимальное наказание – лишение водительских прав на год.