Все доходы и расходы граждан поставят на контроль?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все доходы и расходы граждан поставят на контроль?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Условия законов в области финмониторинга ужесточаются год от года. В банках опасаются, что участившиеся блокировки счетов по подозрению в отмывании денег приведут к оттоку клиентов. Кроме того, может усилиться нагрузка на банковские отделы мониторинга из-за возросшего числа отслеживаемых операций. Подробнее о том, чем подобные нововведения грозят бизнесу, «Секрет» рассказывал здесь.

Информационное письмо Росфинмониторинга от 22 сентября 2021 г. № 64

О разъяснении отдельных вопросов по установлению сведений в отношении юридических лиц субъектами Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” за исключением поднадзорных Банку России.

Федеральным законом от 02.07.2021 №355-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» расширен список сведений, устанавливаемых организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (далее – организация), при идентификации клиента-юридического лица, его представителя или выгодоприобретателя.

Указанным законом установлены требования о запрете принимать на обслуживание юридических лиц и осуществлять по их поручению операции с денежными средствами или иным имуществом в следующих случаях, если:

  • осуществляемая деятельность лицензируется, а лицензия отсутствует;
  • доменное имя, указатель страницы сайта с использованием которого оказываются услуги в сети «Интернет» включены в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (далее – Единый реестр).

В этой связи Росфинмониторингом подготовлены разъяснения по наиболее часто задаваемым вопросам о применении новых норм Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»
(далее – Федеральный закон № 115-ФЗ).

1. Обязана ли организация проводить проверку видов деятельности юридического лица, принимаемого на обслуживание, в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) на предмет наличия лицензируемых видов деятельности или вправе полагаться на представленную юридическим лицом информацию об отсутствии таких видов деятельности?

Штрафы за непредставление сведений в Росфинмониторинг

Непредставление сведений о подозрительных операциях и сделках является основанием для привлечения организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, к административной ответственности по ч. 2 ст. 15.27 КоАП РФ.

Согласно данной норме, совершение подобного правонарушения влечет наложение административного штрафа в размере:

  • от 30 000 до 50 000 рублей – для ИП и должностных лиц бухгалтерских/аудиторских организаций;
  • от 200 000 до 400 000 рублей – для бухгалтерских организаций.

Кроме того, бухгалтерской фирме это же самое нарушение может грозить административным приостановлением деятельности на срок до 60 суток.

Если непредставление сведений повлечет легализацию преступных доходов или финансирование терроризма, то действия организаций и ИП, оказывающих бухгалтерские услуги, будут квалифицироваться по ч. 4 ст. 15.27 КоАП РФ. Данная норма предусматривает следующие санкции:

  • наложение административного штрафа в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификация на срок от одного года до трех лет – для ИП и должностных лиц организаций;
  • наложение административного штрафа в размере от 500 000 до 1 млн рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток – для организаций.

Какими полномочиями обладает Росфинмониторинг

Помимо основных функций по контролю и созданию условий для исполнения нормативно-правовой базы РФ, Росфинмониторинг наделен широкими полномочиями, направленными на борьбу с незаконными действиями. К ним, в частности, относятся такие полномочия:

  • внесение предложений о мере наказания для лиц или организаций, ведущих неправомерную деятельность;
  • применение мер для пресечения деятельности, нарушающей законодательство РФ;
  • проведение экспертиз с помощью специализированных организаций;
  • создание комиссий и групп для контроля за деятельностью отдельных граждан и организаций;
  • осуществление действий по проведению расследований и проверок;
  • блокирование счетов и изъятие денег, полученных преступным способом.

Кто окажется под колпаком?

С 1 июля 2021 года в Украине действует система автоматизированного мониторинга финансовых операций с целью выявления подозрительных транзакций, косвенно или прямо указывающих на незаконность или сомнительность сделок. Она постоянно совершенствуется и в 2022 году будет функционировать еще эффективнее, чем раньше. Соответственно, все большее число финансовых операций частных лиц окажется под колпаком контроля.

Читайте также:  Губернаторские выплаты на детей в 2023 году: что нового в Ижевске

Паниковать и возмущаться практического смысла нет. Важно просто признать необходимость мониторинга и отказаться от поступков, которые могут быть расценены системой как нарушение правил.

Действующие в Украине нормативы финмониторинга предусматривают и проверку законности источников происхождения средств по всем финансовым операциям физлиц и юрлиц на суммы, превышающие ₴400 000. Это вовсе не означает незаконности платежей с большим числом нулей и не подразумевает запрета на их проведение.

Ничего запредельно сложного в требованиях государства нет. Хотите отправить (или получить) более ₴400 000 одним платежом? Пожалуйста. Но будьте готовы дать пояснение сути и цели операции.

Например, стоимость сделки купли/продажи недвижимости на вторичном рынке традиционно превышает ₴400 000. Естественно, закон обязывает банк проверить ее легитимность.

Если это обычная сделка, а у ее сторон имеются все необходимые документы, достаточно предъявить копии договора купли/продажи объекта. На этом страшилка под названием «финмониторинг» закончится.

Но если условия договоренностей откровенно запутаны (скажем, речь идет не о прямой продаже, а о разного рода хитрых уловках), банк вправе заблокировать счет клиента на законных основаниях: по правилам финмониторинга такие сделки относятся к категории сомнительных.

И таких случаев немало. Например, некоторые граждане в стремлении избежать столкновения с фискалами договариваются с продавцом о разбивке значительных сумм и перечислении денег частями — до ₴400 000 гривен. Тогда в дело вступает автоматизированный мониторинг. Банки оперативно вычисляют подобные операции. Счет клиента может быть заблокирован, а его попросят объяснить, почему он хотел скрыть обычную сделку купли/продажи недвижимости.

Просто так не блокируют?

Многим все еще сложно поверить, что банки и Госфинмониторинг с каждым днем получают все больше возможностей контролировать операции украинцев. Но это не значит, что кто-то хочет непременно заблокировать их счета или запретить им пользоваться деньгами.

Большинство украинцев, скорее всего, даже не догадываются, что их платежи мониторят — во всяком случае, до тех пор, пока они не нарушают законы, своевременно подают декларации о доходах и указывают реальные источники поступления средств.

Главная цель финмониторинга — выявлять сомнительные и подозрительные операции граждан, пожелавших обмануть систему и сэкономить на налогах.

Многие слышали, что в ЕС или США очень сложно уклоняться от их уплаты, но далеко не все понимают, что так происходит потому, что там подавляющая часть финансовых операций уже давно под контролем и поэтому сомнительные транзакции сразу вызывают вопросы.

РИСК-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К КЛИЕНТАМ

Напомним, что критериев рисковых пороговых финансовых операций (при сумме 400 тыс. грн. и более) стало всего 4:

1) зачисление или перевод средств, предоставление или получение кредита (займа), осуществление других финансовых операций в случае, если хотя бы один из участников финансовой операции или банк такого участника находится в Иране или Северной Корее (страны, не выполняющие рекомендации FATF)

2) финансовые операции с публичными деятелями;

3) финансовые операции по переводу средств за границу, в том числе, государств, отнесенных Кабинетом Министров Украины к оффшорным зонам;

4) финансовые операции с наличными (внесение, перевод, получение средств).

При этом появилось понятие «подозрительная» финансовая операция, без каких-либо пороговых сумм, и 70+ критериев рисковости, по которым такая финансовая операция может быть признана подозрительной.

Критериев рисковости очень много, детальней с ними можно ознакомиться в Положении об осуществлении банками финансового мониторинга, утвержденного Постановлением Правления Национального банка от 19 мая 2020 года № 65.

Вкратце, риск-ориентированный подход предполагает:

  • Комплексную оценку клиента на основании рисковых индикаторов, присвоение степени рисковости. Чем выше уровень риска, присвоенный клиенту, тем больше внимания будет банк уделять мониторингу такого клиента.
  • Скорринг-система. Уровень риска зависит от следующих основных параметров: принадлежности к политически значимым лицам, социального статуса, уровня доходов и финансового состояния – видов и объемов операций, которые планирует проводить клиент. Банки обязаны установить высокий уровень риска клиентам, которые работают с криптовалютами, клиентам, которых банк подозревает в отмывании средств, которые подозреваются в фиктивном бизнесе.

В течение трех рабочих дней с даты назначения работника, ответственного за проведение финансового мониторинга, но не позднее дня проведения первой финансовой операции (даты установления деловых отношений с клиентом) становятся на учет в Госфинмониторинге как субъекты:

  • банки, страховщики (перестраховщики), страховые (перестраховочные) брокеры, кредитные союзы, ломбарды и другие финансовые учреждения;
  • платежные организации, участники или члены платежных систем;
  • товарные и другие биржи, которые проводят финансовые операции с товарами;
  • профессиональные участники фондового рынка (рынка ценных бумаг), кроме лиц, осуществляющих деятельность по организации торговли на фондовом рынке;
  • операторы почтовой связи, другие учреждения, оказывающие услуги по переводу средств (почтового перевода) и осуществления валютных операций;
  • филиалы или представительства иностранных субъектов хозяйственной деятельности, которые предоставляют финансовые услуги на территории Украины;
  • поставщик услуг, связанных с оборотом виртуальных активов;
  • другие юридические лица, которые по своему правовому статусу не являются финансовыми учреждениями, но предоставляют отдельные финансовые услуги;
  • а также специально определённые субъекты: субъекты аудиторской деятельности, бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету, субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения, лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами.
Читайте также:  Как найти и проверить исполнительный лист по номеру

Не позднее дня проведения первой финансовой операции (даты установления деловых отношений с клиентом) становятся на учет в Госфинмониторинге как субъекты специально определенные субъекты, осуществляющие свою деятельность единолично, без образования юридического лица:

  • субъекты аудиторской деятельности;
  • бухгалтеры, субъекты хозяйствования, предоставляющих услуги по бухгалтерскому учету;
  • субъекты хозяйствования, осуществляющие консультирование по вопросам налогообложения;
  • лица, оказывающие услуги по созданию, обеспечению деятельности или управлению юридическими лицами.

Не позднее дня установления деловых отношений с клиентом (проведение финансовой операции) при необходимости:

  • адвокатские бюро, адвокатские объединения и адвокаты, осуществляющие адвокатскую деятельность индивидуально;
  • нотариусы;
  • субъекты хозяйствования, которые предоставляют юридические услуги;
  • субъекты хозяйствования, которые предоставляют посреднические услуги при осуществлении операций по купле-продаже недвижимого имущества, а также субъекты хозяйствования, которые предоставляют за вознаграждение консультационные услуги, связанные с куплей-продажей недвижимого имущества;
  • субъекты хозяйствования, осуществляющие торговлю за наличные драгоценными металлами и драгоценными камнями и изделиями из них;
  • субъекты хозяйствования, которые проводят лотереи и / или азартные игры.

Что означает финмониторинг операций для клиента

Опасения клиентов по поводу попадания операций под финансовый мониторинг объясняется, в большинстве случаев, незнанием последствий, к которым это может привести. К сожалению, юридическая грамотность многих клиентов финансовых организаций оставляет желать лучшего. Из-за этого они, основываясь на ложных предпосылках и слухах, избегают выполнения операций, соответствующих приведенным в законе о финмониторинге критериям. В результате они доставляют неудобства себе, а в некоторых случаях, добиваются совершенно противоположного результата.

В действительности тот факт, что операция подлежит внутреннему или обязательному мониторингу, совершенно не означает санкций для клиента. Из сотен тысяч проводимых ежедневно банковских операций под действие закона попадают солидная часть. Однако те, по которым потребуются дополнительные проверки, не составляют и 0.1%. Информация об остальных просто пополняет базу данных уполномоченного органа (Росфинмониторинга).

Даже в случае блокировки счетов, мера для большинства клиентов оказывается временной и устанавливается только на срок проведения проверок по предоставленным документам. Других неприятностей, кроме задержки выполнение операций она не несет (если, конечно, финансовая деятельность клиента осуществляется в рамках законов).

Не предоставляют департаменты внутреннего финансового мониторинга и ФСФМ информацию и в налоговые органы, чего также опасаются многие клиенты банков. В твои функции не входит проверка соблюдения участниками финансовой операции норм налогового законодательства.

Действующие до изменений нормы

До утверждения закон 63-ФЗ применялись иные нормы. Напомним, что с 01.01.2021 доходы физлиц по вкладам должны были облагаться НДФЛ. Объектом обложения являлся не сам вклад в том или ином российском банке, а совокупный процентный доход, который выплачивался гражданину (физлицу) за соответствующий календарный год (за вычетом необлагаемой суммы данного процентного дохода).

Таким образом, вкладчики-физлица должны были в первый раз заплатить налог в 2022-м году с дохода по вкладам, полученного ими в 2021 году. Причем к этим вкладчикам относились только те, кто заработал в 2021-м на процентах больше 42 500 руб. Эту сумму определяют так:

1 млн. р. х ключ. ставку ЦБ (на 01.01 того года, в котором получен доход)

На 01.01.2021 ставка равнялась 4,25%, следовательно, предельный минимум, который не включался в налог, составлял тогда 42 500 руб. (1 млн. х 4,25%). Соответственно, физлица, чей процентный доход был больше этого минимума, должны были заплатить НДФЛ в 2022 году по ставке 13%. Далее, поскольку на 01.01.2022 ставка ЦБ достигла 8,5%, предельный минимум на 2023 год, не подпадающий под НДФЛ, составил уже 85 000 руб. Но в марте 2022 года был принят закон № 63-ФЗ, поэтому ситуация с уплатой налога поменялась.

Что делать в случае блокировки счета

Обнаружение, что счет неактивен, произойдет, скорее всего, при попытке совершить платеж. В интернет-банке появится окно с соответствующим сообщением.

Первым делом стоит позвонить в банк своему операционисту. Если решение заблокировать счет было принято их службой, он объяснит причину этой меры. Когда указание поступает от других органов, сотрудник может не знать, почему это произошло и что делать для разблокировки. В таком случае нужно связываться с тем учреждением, от которого исходила инициатива.

В большинстве случаев потребуется подтвердить операцию документами или погасить задолженность в бюджет.

Например, по решению суда не был уплачен штраф. После внесения нужной суммы работу счета возобновят. Если же причина в недоверии, сотрудники финмониторинга тщательно изучат ваше дело и решение будет зависеть от них.

Как осуществляется контроль переводов, банковских и валютных операций?

У граждан, имеющих дело с денежными переводами или электронными валютами, часто возникают вопросы:

1) Каков риск попадания в поле зрения налоговых органов?

Читайте также:  Изменение суммы ЕДВ с 2023 года. Кому сделают прибавку – и на сколько

2) Какое назначение должно быть у перевода, чтобы ни у банка, ни у налоговой не возникало вопросов?

3) Есть ли какие-то лимиты сумм на переводы, придерживаясь которых, можно не опасаться внимания налоговой?

4) В каких случаях вывод электронных денег подпадает под контролируемую операцию?

Основной критерий риска попадания в поле зрения налоговых органов для физического лица – несоответствие его расходов официально задекларированным доходам. Естественно, это касается покупок, требующих государственной регистрации: автотранспорт, недвижимость и т.п. Покупки, при которых не требуется предъявления документов отследить невозможно.

В данной конкретной ситуации (операции по банковским счетам) следует исходить из того, что рядом законов (например, Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма») банкам навязаны несвойственные им функции, граничащие с нарушением банковской тайны: в частности обязанность информировать органы финансового мониторинга о ряде сделок. При этом надо помнить, что адвокаты, нотариусы, другие лица, оказывающие юридические и бухгалтерские услуги, также входят в круг обязанных информировать органы Росфинмониторинга о такого рода сделках, о которых им становится известно в ходе их профессиональной деятельности. В зависимости от квалификации органом финмониторинга той или иной операции с денежными средствами информация о ней может поступить и в налоговые органы. Таким образом, следует избегать оформления финансовых операций, информация о которых в обязательном порядке будет сообщена банком в органы финмониторинга.

Идентификация клиента – это мероприятия по установлению сведений о них, их представителях, выгодоприобретателях, бенефициарных владельцах и подтверждению достоверности этих сведений с использованием оригиналов и (или) копий документов, и (или) с подтверждением из государственных информационных систем.

До приема на обслуживание клиентов субъекты статьи 7.1 закона № 115-ФЗ получают информацию о целях установления и предполагаемом характере их деловых отношений с субъектом. Делать это следует независимо от того, разовая это сделка или она носит характер долгосрочного договора. Как правило, предварительная оценка клиента фиксируется путем заполнения анкеты, по итогам ее заполнения принимается решение о продолжении работы с клиентом либо отказе от нее.

Данные о клиенте проверяются по всем актуальным перечням подозрительных клиентов, которые Росфинмониторинг предоставляет в личных кабинетах субъектов. В целях подтверждения достоверности сведений, полученных при идентификации клиентов, следует использовать сведения из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сведения об утерянных, недействительных паспортах, о паспортах умерших физических лиц, об утерянных бланках паспортов, информацию из открытых баз данных органов власти и т. д.

Затем в ходе обслуживания субъекты на регулярной основе принимают меры по определению целей финансово-хозяйственной деятельности, финансового положения и деловой репутации клиентов, а также по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиентов. Характер и объем указанных мер определяются с учетом степени (уровня) риска совершения клиентами операций в целях ОД/ФТ. Данные о клиенте проверяются не реже чем один раз в 3 месяца по «черным спискам» Росфинмониторинга в личном кабинете.

Субъектам следует присвоить клиенту степень (уровень) риска совершения им операций, связанных с ОД/ФТ, а также пересматривать присвоенный уровень (при необходимости), применять меры по его снижению. Приказом Росфинмониторинга от 22.11.2018 № 366 утверждены требования к идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев, в том числе с учетом степени (уровня) риска совершения операций в целях ОД/ФТ.

Риски бывают:

  • страновой (например, из стран, не выполняющих требования ФАТФ);
  • клиентский (по типу клиента (или) его бенефициарного владельца);
  • операционный (проведения клиентом определенного вида операций).

Хранить всю информацию о взаимоотношениях с клиентом следует в течение не менее 5 лет со дня прекращения отношений с ним (п. 33 Требований к ПВК).

При этом хранение информации и документов должно обеспечиваться таким образом, чтобы они могли быть своевременно доступны Росфинмониторингу, а также иным органам государственной власти в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, и с учетом обеспечения возможности их использования в качестве доказательства в уголовном, гражданском и арбитражном процессах.

Способ хранения документов и сведений определяется организацией или ИП самостоятельно (в электронном виде или на бумажных носителях).

Что нужно сделать, чтобы операция прошла?

Чтобы приостановленная службой финмониторинга операция прошла, нужно выполнить выдвигаемые условия. В большинстве случаев – это предоставления документов, подтверждающих легальность средств на счетах:

  • Выписки с зарплатных счетов или справки 2НДФЛ,
  • Документы, подтверждающие прибыль от коммерческой деятельности,
  • Договоры купли-продажи, дарения, наследства,
  • Документы, подтверждающие расходы клиента: кредитные договора, открытие вклада в другом банке, крупная покупка,
  • Копии бухотчетности и налоговые декларации, аудиторские заключения о финансовом положении,
  • Паспорта сделок по валютным контрактам и иные документы.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *