Кто из военнослужащих получит жилье вне очереди в 2022 году. Новые нормы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто из военнослужащих получит жилье вне очереди в 2022 году. Новые нормы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Прежде чем заговаривать о том, имеет ли правовоенный на что-то, следует разобраться в его обязанностях. Чтобы военные обязанности могли исполняться, государство дает военнослужащим социальную защиту, которая распространяется не только на самих военных, но и их семьи.

Общие обязанности и ответственность военнослужащих

Права и обязанности военнослужащих – это отдельная категория, которая нуждается в детальном изучении. Военнослужащий является отдельной социальной группой, поэтому они пользуются правами, несут своеобразные обязанности и используют свои ответственности.

Пользоваться рассматриваемым статусом может любой военнослужащий – все рядовые офицеры, которые служат в разнообразных званиях и обычные солдаты, попавшие на службу через призыв. Начнем с военных, которые служат на кораблях и войсках разного назначения. Также подобное положение является актуальным для военных курсантов, которые проходят обучение в вузах. Не стоит забывать о призывниках и контрактниках. Даже граждане других государств, которые проходят военную службу в РФ.

Но чтобы быть справедливыми, стоит принимать во внимание, что военные, как социальная группа, имеют и некоторые ограничения, когда был подписан контракт. Поскольку они вынуждены вести специализированную деятельность – защищать государство и общественность. Это влияет на некоторые свободы.

К примеру, военнослужащие после призыва ограничены в свободе передвижения – это ещё одно ограничение, что предусматривает контракт. Пришлось пойти на это потому, что воинские части должны быть всегда в боевой готовности, а собрать военных по всей территории страны намного более сложная задача. Когда войска дислоцируются в одном месте, задача заметно упрощается, поскольку гражданин прибудет на место в течение ограниченного времени.

Именно потому военнослужащие должны проживать неподалеку от места своей службы (это условие прописано в контракте). Так в случае необходимости можно быстро прибыть в место сборов после призыва. Так что рядовой состав армии проживает в казармах. Офицеры могут жить на личной территории, но также в пределах военного городка или территории поблизости от него. А чтобы выехать после призыва в другую страну, необходимо согласовать рассматриваемый вопрос с начальством, и даже составить контракт.

Свобода слова также ограничена. Например, военный на службе не может обсуждать с посторонними приказы, что были им получены после того, как поступил призыв. Секретные данные также нельзя разглашать. Запрещается идти в политику, поддерживать партии и другие политические организации. Но это правило касается только периода несения службы. Кроме того, принимайте во внимание, что права военнослужащих ограничены в рамках осуществления коммерческой работы.

В 2023 году повышение ДД на 5,5%, следовательно и размер индексации военной пенсии военным пенсионерам с 1 октября 2023 года -5,5%…

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О приостановлении действия
части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей»

по тексту —
Вместе с тем проект федерального закона «О федеральном бюджете
на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» учитывает повышение денежного довольствия военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, лиц, проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации,
на прогнозный уровень инфляции — 5,5 процента с 1 октября 2023 г., что, как следствие, повлечет повышение пенсий лицам, проходившим военную
и приравненную к ней службу, на 5,5 процента.

Планируемые изменения в статусе

Чтобы узнать подробнее о статусе военнослужащего в 2022 году с последними изменениями и дополнениями, необходимо отслеживать все поправки в законодательстве, законопроекты и актуальные редакции законодательных актов.

Что дает статус военнослужащего в 2022 году, указано в ФЗ-76, прежде всего нужно ориентироваться на его нормы. Большие споры на практике вызывало обеспечение военных жилыми помещениями.

В Государственную Думу внесен законопроект №1055205-7, им предусмотрено, что круг военнослужащих, имеющих право на внеочередное предоставление жилья, расширяется. Нельзя будет исключить из очереди гражданина или лишить его выплаты, если он уже построил или купил жилье самостоятельно не по месту службы. Запрещается выселение из служебной квартиры, являющейся единственным жильем.

Когда военнослужащие могут вернуться домой – комментарии Генерал-майора Николая Тутрина

Возвращение домой со спецоперации – вопрос острый и волнующий практически всех россиян. Генерал-майор Николай Тутрин дал некоторые пояснения.

По словам эксперта, возможность вернуться к семьям у мобилизованных будет тогда, когда СВО подойдет к своему логическому завершению или когда закончится военный контракт. Тутрин отметил, что во втором случае военнослужащий может возвращаться домой или же продолжать участие в СВО, продлив контракт еще на один срок.

Помимо этого Генерал-майор рассказал об опыте ротаций, согласно которому участнику СВО положен отпуск через несколько месяцев службы. Молодые люди периодически меняют друг друга для восстановления личных ресурсов и сил. Он отметил, что эта практика существует не на слова, а используется регулярно в настоящее время.

По некоторым данным на военную службу сейчас призвано 150 тысяч из тех, кто был отправлен на СВО в волну частичной мобилизации. Еще 150 тысяч находится в учебной зоне и пока не принимали участие в военных действиях. Именно из этого состава планируется совершать ротации и о новой волне мобилизации пока речи не идет. По крайней мере именно такую информацию на конец ноября озвучивал Кремль.

Права тех, кто несет военную службу

Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

Номер

Наименование

Описание

5

Защита свободы, чести и достоинства

Лица, находящиеся на военной службе, находятся под госзащитой.

Служебная деятельность не подлежит вмешательству со стороны.

Любое проявление агрессии или посягательство на жизнь или имущество военного влекут за собой ответственность.

6

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности ВЧ и обеспечения своевременности прибытия к месту несения службы.

Правила передвижения военных в расположении ВЧ, их выезда за пределы места расположения, определяются общевоинскими уставами.

Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

7

Право на свободу слова

Из имеющихся, согласно Конституции, прав на свободу слова, которыми наделён военнослужащий наряду с другими гражданами, он не правомочен разглашать государственную и военную тайну. Запрещено заниматься обсуждением приказов командования, а также критикой их решений.

10

Право на труд

Реализуется в виде прохождения военслужбы.

Время нахождения по контракту на службе засчитывается в общий трудовой стаж, как госслужба.

Период прохождения повинности в условиях повышенной для жизни или здоровья опасности, заносится в спец стаж и засчитывается при расчёте объёма пенсии.

11

Служебное время и право на отдых

Продолжительность служебного времени у военнослужащих по призыву, определяется распорядком дня ВЧ. У контрактников – согласно их контракту.

При этом ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется восемь часов для сна и два часа для личных надобностей.

Военнослужащим-срочникам предоставляются не менее одних суток отдыха еженедельно. Контрактникам — не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток в месяц.

19

Право на образование

ФЗ наделяет армейцев привилегией на бесплатное обучение в образовательных профучреждениях военного типа, курсах переподготовки и повышения квалификационного уровня.

20

Проезд на транспорте

Срочники наделены преференцией пользования всеми видами транспорта (кроме такси) без оплаты.

Контрактники вместо бесплатного проезда получают денежный эквивалент, как компенсацию расходов на проезд.

21

Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий

Защитники Отечества наделены возможностью защитить свои интересы и законные права через судебные тяжбы.

Любые неправомерные решения органов военуправления или действия командиров всех рангов могут быть обжалованы в порядке, разрешённом нормативами.

23

Увольнение с военной службы и право на трудоустройство

До достижения возраста, который даёт право военному по выслуге лет идти на пенсию, без его согласия никто не правомочен произвести увольнение воина со службы. Существуют исключения, закреплённые в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Восстановление при необоснованном увольнении производится в соответствии с Положением о порядке прохождения ВС.

Для уволенных со службы армейцев устанавливаются допусловия на трудоустройство. Такое же правило распространяется на семью воина. Также предоставляется дополнительное социальное обеспечение.

Вопросы государственного и военного строительства РФ

2.1. Правовой статус военнослужащих.

2.1.1. Военнослужащий как субъект права. Определение статуса военнослужащего.

2.1.2. Основные права и свободы военнослужащих и порядок их реализации.

2.1.3. Обязанности военнослужащих: общие, должностные и специальные.

2.1.4. Денежное довольствие военнослужащих и пенсионное обеспечение, продовольственное, вещевое и медицинское обеспечение. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями.

2.1.5. Социально-правовая защита военнослужащих и членов их семей.

2.2. Порядок прохождения службы офицерским составом ВС РФ.

2.2.1. Из истории службы российского офицера.

2.2.2. Формы реализации воинской обязанности. Воинская обязанность и поступление на военную службу.

2.2.3. Порядок прохождения военной службы по призыву и по контракту.

2.2.4. Особенности прохождения военной службы в условиях чрезвычайного положения и при ведении боевых действий.

2.2.5. Виды ответственности военнослужащих.

2.2.6. Военные суды и правоохранительные органы ВС РФ.

О статусе военнослужащих с изменениями на 2022 год

Юридическая тематика очень сложная но, в этой статье, мы постараемся ответить на вопрос «О статусе военнослужащих с изменениями на 2022 год». Конечно, если у Вас остались вопросы Вы сможете бесплатно проконсультироваться у юристов онлайн прямо на сайте.

Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

На основании законодательных актов о военнослужащих все существующие гарантии (правовые или социальные), предоставленные армейцам, не могут быть снижены или отменены на местном уровне. Единственное законное изменение – это внесение дополнений в Федеральный закон №76. Это актуально также для мер правовой защиты военнослужащих и всех видов их матобеспечения.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

  • нормированную продолжительность рабочей недели, не превышающую пределы, установленные нормативными актами РФ;
  • компенсацию в виде дополнительных дней отдыха при исполнении сверхурочной службы;
  • присоединение компенсации сверхурочных в виде дополнительных дней отдыха к основному отпуску по желанию военнослужащего.
Читайте также:  Срок подачи надзорной жалобы по административному делу

В 2021 году редакции подверглась ст. 15.1 о предоставлении жилой площади Закона на основании ст. 3 ФЗ-309. Изменения вступили в силу 31 января 2021 г., где право на дополнительные квадратные метры жилья закреплено за такими категориями:

  • Непосредственно воины ВС, а также их семьи. Под категорию семьи попадают супруги, несовершеннолетние отпрыски и другие лица, состоящие на иждивении у защитника-армейца.
  • Уволенные со службы в пограничных, железнодорожных и внутренних войсках, вооруженных сил СССР, войсках и органах государственной безопасности и других военных формирований.
  • Граждане, уволенные из ВСРФ, а также из других видов войск и воинских формирований. К этой категории относятся уволенные из Объединенных Вооруженных сил государств, являющихся участниками СНГ.
  • Ветераны ВОВ, а также участники БД, проходящих на территории других стран.
  • Лица, обучающиеся в профессиональных и общеобразовательных организациях, ориентированных на подготовку к военной службе и не достигшие совершеннолетия.
  • Военные, выполняющие свою повинность при вооруженных конфликтах, или же в условиях ЧП.

На основании законодательных актов о военнослужащих все существующие гарантии (правовые или социальные), предоставленные армейцам, не могут быть снижены или отменены на местном уровне. Единственное законное изменение – это внесение дополнений в Федеральный закон №76. Это актуально также для мер правовой защиты военнослужащих и всех видов их матобеспечения.

Военные пенсии и реформа ВС РФ 2021: последние новости на декабрь 2020 года.

Еще один пункт реформирования — предложение исключить ежегодную индексацию военной пенсии на 2% сверх уровня инфляции. Кроме того, предлагается увеличить срок выслуги, необходимой для ее получения, с 20 до 25 лет. Причем Минфин хочет убрать из этого срока учебу в военном вузе, которая сейчас входит в него. Ввиду таких изменений период, нужный офицерам для пенсии, может увеличиться в общей сложности на десять лет.

Как сказал в беседе с «Известиями» учредитель ассоциации юристов силовых ведомств «Гвардия» Олег Жердев, предложение не включать годы учебы в военном вузе в срок выслуги противоречит законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе».

«Курсанты приступают к учебе после принятия присяги. Во время обучения их привлекают для решения задач военной службы, они заступают в караулы, патрули, охраняют гарнизонные гауптвахты. На них распространяются ограничения, как и на других военнослужащих. В отличие от студентов, у них всего один месяц отпуска летом», — обратил внимание эксперт.

Помимо этого, в Минфине России предложили увеличить срок службы, который нужен для получения военного ипотечного счета: ежемесячно на него перечисляются средства, которые служащий через несколько лет может использовать как первоначальный взнос по ипотеке.

Сейчас он открывается для офицеров сразу по окончании вуза, а для контрактников — через три года. Финансисты собираются увеличить эти сроки до пяти лет для офицеров после окончания вуза и до восьми лет для контрактников.

Накануне стало известно, что похожие предложения со стороны Минфина поступили и в Федеральную службу войск национальной гвардии. Копия документа также была в распоряжении «Известий». Эти предложения дословно повторяют текст, направленный в военное ведомство, но адресованный главе Росгвардии Виктору Золотову.

Как писал «Коммерсантъ» со ссылкой на источники, Министерство финансов предложило оптимизировать расходы на правоохранительный блок. Впоследствии из Совета безопасности в несколько силовых ведомств направили запрос, в котором просили сформулировать свое видение по этому вопросу. О полученном запросе РБК сообщил источник в центральном аппарате МВД.

Отмечается, что министерство «фактически предлагает провести масштабную реформу силового блока». Оно предложило сократить на 10% и численность сотрудников органов внутренних дел. Минфин также отметил, что это должно произойти за счет перевода в разряд гражданских служащих сотрудников подразделений, которые не участвуют в правоохранительной деятельности. Кроме того, в ведомстве предложили передать часть функций полиции в Минтруд России и Минздрав России.

Речь идет о координации программы переселения россиян из-за рубежа, регулировании трудовой миграции, а также контрольно-разрешительном регулировании в области легального оборота наркотических средств.

Минфин также предложил рассмотреть возможность создания единого правоохранительного органа на основе МВД, которому могут передать функции Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН), Государственной фельдъегерской службы (ГФС) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП) при условии одновременного сокращения штатов. «При этом Министерство финансов считает необходимым рассмотреть возможность создания единой системы материально-технического (тылового) обеспечения силового блока», — указали в материале.

Что касается пенсионного обеспечения военнослужащих, то как сообщает «Российская газета» Государственная Дума ФС РФ приняла в первом чтении законопроект о повышениях пенсий по утере кормильца нетрудоспособным членам семей погибших военных. Согласно поправкам Правительства РФ, всем нетрудоспособным членам семей погибших (умерших) военнослужащих будут сделаны прибавки к такой пенсии. Документ затрагивает также семьи погибших сотрудников силовых структур. Около 1,8 млрд рублей в год потребуется для реализации мер, прописанных в законопроекте о повышении пенсий, сообщила а пленарном заседании в Госдуме заместитель министра обороны РФ Татьяна Шевцова.

При отсутствии подобного закона семьи имеют право только на пенсии по потере кормильца и получают доплаты к пенсии только через суд. Документ предложено принять в целях снятия социальной напряженности среди членов семей погибших (умерших) военнослужащих исходя из судебной практики. Кроме того, Госдума приняла в первом чтении законопроект, который позволит обеспечивать жильем нуждающихся членов семей погибших военнослужащих, не являвшихся участниками накопительно-ипотечной системы. Авторами законопроекта выступили первый зампред комитета ГД по обороне Андрей Красов и зампред комитета Юрий Швыткин.

Бюджет Российской Федерации на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 год учитывает повышение на уровень инфляции денежного довольствия военнослужащих и ряда других категорий. Это 3% с 1 октября 2020 года. Следствием будет рост пенсий военным пенсионерам на ту же величину. Данная индексация станет третьей за последние восемь лет для военных пенсионеров. А в ближайшие два года их пенсии будут индексироваться на четыре процента. В целом по плану до 2022 года военные пенсии увеличатся на 11 процентов.

Военнослужащие, как ещё говорят «армейские» – это категория особая, живущая по другим, нежели у других категорий граждан, правилам. Достаточно строгим и обязывающим при постоянной готовности к любы�� неожиданностям. В похожем режиме привыкли жить и семьи военнослужащих. Именно поэтому их социальное обеспечение, его уровень во многом определяет не только моральное и психологическое состояние каждого воина и члена его семьи, личного состава подразделений, но, в конечном итоге серьезно влияет на уровень обороноспособности страны.

Не случайно, особенно в последнее время, такое пристальное внимание государства к проблеме социальных гарантий военнослужащих. Национальные интересы заставляют постоянно совершенствовать всю систему обеспечения материальным довольствие и, конечно, жильем тех, кто стоит на страже Отечества, порой, рискуя своей жизнью и благополучием. Постоянной стала также оценка качества, эффективности принимаемых Законов и постановлений, решений и конкретных шагов, предпринимаемых по инициативе Президента России и Правительства.

С начала года Минобороны получило право самостоятельно регистрировать лекарства для Вооруженных сил России. Понятно, чем это продиктовано: военнослужащие, выполняющие определённые задания, подвергаются специфическому воздействию – на них оказывают влияние химические, радиационные, биологические и иные неблагоприятные факторы. И для лечения и профилактики здесь потребуются уже иные лекарства и средства.

Еще одна новость – Министерство обороны завершит создание до 2025 года целой системы военных госпиталей. Всего их будет 155. Это будут самые современные медицинские учреждения. Министр обороны С. Шойгу подчеркнул, что госпитали будут обслуживать кроме военнослужащих членов их семей и военных пенсионеров.

Сразу стоит отметить, что за последние восемь лет, в результате реализации целевых правительственных решений, создания специальной накопительно-ипотечной системы (НИС) и такой организации, как «Росвоенипотека» очередь на постоянное жилье среди военнослужащих сократилась более чем в два раза.

Новая редакция закона о военной ипотеке позволяет государству единым платежом и досрочно погасить ипотечный кредит военнослужащего, погибшего при исполнении служебного долга.

Появились и новые подходы в решении такой проблемы, как обеспечение своим жильем увольняющихся в запас, но остающихся жить в закрытых военных городках.

Служащие в ВС получают соответствующие бумаги, которые способны удостоверить их личность, гражданство и правовой статус. Порядок выдачи этих бумаг определён Правительством РФ. Военные люди имеют право хранить, носить и применять выданное им оружие.

ФЗ «О статусе военнослужащих» регламентирует наделение военнослужащих и их семей жильём. А также порядок его приобретения за счёт средств госбюджета. Такой возможностью они наделяются даже после окончания службы. Этим вопросам посвящена статья 15.

Закреплены гарантии соцзащиты защитников Отечества, которые были взяты в плен или интернированы (в нейтральных странах). Законом установлено, что за этими лицами остаются ДД, матобеспечение, которые выдаются близким членам семьи. Происходит это до окончательного выявления обстоятельств события, произошедшего с военным.

Установлен алгоритм наделения армейцев льготами.

Регламентирован порядок задержания военных вне расположения ВЧ, к которой они закреплены и служат. На основании законодательства о прецеденте немедленно уведомляются органы военного управления и профильной прокуратуры.

Права и свободы военнослужащих в ФЗ представлены рядом статей – от 5 до 25. Часть этих статей указано в основных моментах, так как, по сути, являются основополагающими нормативами для военнослужащих. Остальные пункты беспрекословно важны и требуют развёрнутого рассмотрения.

Защита свободы, чести и достоинства

Лица, находящиеся на военной службе, находятся под госзащитой.

Служебная деятельность не подлежит вмешательству со стороны.

Любое проявление агрессии или посягательство на жизнь или имущество военного влекут за собой ответственность.

Право на свободу передвижения и выбор места жительства

Реализуется военнослужащими с учетом необходимости поддержания ими боевой готовности ВЧ и обеспечения своевременности прибытия к месту несения службы.

Правила передвижения военных в расположении ВЧ, их выезда за пределы места расположения, определяются общевоинскими уставами.

Контрактники имеют право на изменение места службы, в том числе на перевод в другую местность, в соответствии с заключенными ими контрактами. При увольнении со службы контрактники имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте РФ или в другом государстве.

Право на свободу слова

Из имеющихся, согласно Конституции, прав на свободу слова, которыми наделён военнослужащий наряду с другими гражданами, он не правомочен разглашать государственную и военную тайну. Запрещено заниматься обсуждением приказов командования, а также критикой их решений.

Реализуется в виде прохождения военслужбы.

Время нахождения по контракту на службе засчитывается в общий трудовой стаж, как госслужба.

Период прохождения повинности в условиях повышенной для жизни или здоровья опасности, заносится в спец стаж и засчитывается при расчёте объёма пенсии.

Служебное время и право на отдых

Продолжительность служебного времени у военнослужащих по призыву, определяется распорядком дня ВЧ. У контрактников – согласно их контракту.

При этом ежедневно, за исключением случаев, определяемых общевоинскими уставами, предоставляется восемь часов для сна и два часа для личных надобностей.

Военнослужащим-срочникам предоставляются не менее одних ��уток отдыха еженедельно. Контрактникам — не менее одних суток отдыха еженедельно, но не менее шести суток в месяц.

ФЗ наделяет армейцев привилегией на бесплатное обучение в образовательных профучреждениях военного типа, курсах переподготовки и повышения квалификационного уровня.

Срочники наделены преференцией пользования всеми видами транспорта (кроме такси) без оплаты.

Контрактники вместо бесплатного проезда получают денежный эквивалент, как компенсацию расходов на проезд.

Право военнослужащего на обжалование неправомерных действий

Защитники Отечества наделены возможностью защитить свои интересы и законные права через судебные тяжбы.

Любые неправомерные решения органов военуправления или действия командиров всех рангов могут быть обжалованы в порядке, разрешённом нормативами.

Увольнение с военной службы и право на трудоустройство

До достижения возраста, который даёт право военному по выслуге лет идти на пенсию, без его согласия никто не правомочен произвести увольнение воина со службы. Существуют исключения, закреплённые в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».

Восстановление при необоснованном увольнении производится в соответствии с Положением о порядке прохождения ВС.

Читайте также:  Работа для украинцев в РФ в 2023 году

Для уволенных со службы армейцев устанавливаются допусловия на трудоустройство. Такое же правило распространяется на семью воина. Также предоставляется дополнительное социальное обеспечение.

Поскольку исполнение долга у воинов сопряжена рисками его летального исхода, государством разработана стратегия соцзащиты членов семей погибших защитников Отечества. Этому посвящена статья 24 рассматриваемого ФЗ.

Согласно этой статье гибель военного рассматривается как утрата кормильца. Семья погибшего имеет право на:

  • пенсионное обеспечение;
  • закрепление за ними жилища, предоставленного погибшему военному;
  • ремонт ИЖС;
  • компенсацию коммунальных услуг (при условии, что погибший имел стаж от 20 лет);
  • преимущественное первенство на соц- и медобслуживание.

За вдовами погибшего солдата, попадающими под обеспечение соцгарантиями и компенсациями, обозначенные привилегии сохраняются до факта вступления в повторный брак.

Настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, а также правовое регулирование поступления на военную службу и военной службы в Российской Федерации иностранных граждан.

Раздел I. Общие положения

  • Статья 1. Воинская обязанность
  • Статья 2. Военная служба. Военнослужащие
  • Статья 3. Правовая основа воинской обязанности и военной службы
  • Статья 4. Обязанности должностных лиц органов государственной власти и организаций по обеспечению исполнения гражданами воинской обязанности
  • Статья 5. Мероприятия по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступления на военную службу по контракту или поступления в мобилизационный людской резерв
  • Статья 5.1. Медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
  • Статья 5.2. Профессиональный психологический отбор
  • Статья 6. Материальное обеспечение граждан в связи с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту или поступлением в мобилизационный людской резерв
  • Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
  • Раздел II. Воинский учет
    • Статья 8. Организация воинского учета
    • Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет
    • Статья 10. Обязанности граждан по воинскому учету
  • Раздел III. Обязательная и добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 11. Обязательная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 12. Получение гражданами начальных знаний в области обороны
    • Статья 13. Подготовка граждан по основам военной службы в образовательных организациях в рамках освоения образовательной программы среднего общего образования или среднего профессионального образования и в учебных пунктах организаций
    • Статья 14. Военно-патриотическое воспитание граждан
    • Статья 15. Подготовка граждан по военно-учетным специальностям
    • Статья 16. Утратила силу
    • Статья 17. Добровольная подготовка гражданина к военной службе
    • Статья 18. Занятия граждан военно-прикладными видами спорта
    • Статья 19. Обучение по дополнительным общеразвивающим программам и дополнительным предпрофессиональным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и военных оркестрах
    • Статья 20. Обучение граждан по программам военной подготовки в военных учебных центрах
    • Статья 20.1. Утратила силу
    • Статья 20.2. Обучение граждан по программам военной подготовки сержантов, старшин запаса либо программам военной подготовки солдат, матросов запаса в военных образовательных организациях высшего образования
    • Статья 21. Участие Министерства обороны Российской Федерации, иных федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, в подготовке граждан к военной службе
  • Раздел IV. Призыв граждан на военную службу
    • Статья 22. Граждане, подлежащие призыву на военную службу
    • Статья 23. Освобождение от призыва на военную службу. Граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Освобождение от исполнения воинской обязанности
    • Статья 24. Отсрочка от призыва граждан на военную службу
    • Статья 25. Сроки призыва граждан на военную службу
    • Статья 26. Организация призыва граждан на военную службу
    • Статья 27. Состав призывной комиссии
    • Статья 28. Обязанности призывной комиссии по призыву граждан на военную службу и порядок работы призывной комиссии
    • Статья 29. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации
    • Статья 30. Утратила силу
    • Статья 31. Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу
  • Раздел V. Поступление на военную службу по контракту
    • Статья 32. Контракт о прохождении военной службы
    • Статья 33. Требования, предъявляемые к гражданам (иностранным гражданам), поступающим на военную службу по контракту
    • Статья 34. Заключение контракта о прохождении военной службы
    • Статья 34.1. Испытание при поступлении на военную службу по контракту
    • Статья 35. Поступление граждан в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования. Заключение контрактов о прохождении военной службы с гражданами, обучающимися в военных профессиональных образовательных организациях и военных образовательных организациях высшего образования
    1. Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, не имеющими гражданства (подданства) иностранного государства, в Вооруженных Силах Российской Федерации и в войсках национальной гвардии Российской Федерации (далее также — другие войска), в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (далее — воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации и федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а гражданами, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, и иностранными гражданами — в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
    2. Прохождение военной службы осуществляется:
      • гражданами — по призыву и в добровольном порядке (по контракту);
      • иностранными гражданами — по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами в Вооруженных Силах Российской Федерации и воинских формированиях.
    3. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, являются военнослужащими и имеют статус, устанавливаемый федеральным законом.
    4. Граждане (иностранные граждане), проходящие военную службу, подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
    5. Сведения о военнослужащих вносятся в их личные дела и документы воинского учета, ведение и хранение которых осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
    1. Руководители, другие ответственные за военно-учетную работу должностные лица (работники) организаций обязаны:
      • оповещать граждан о вызовах (повестках) военных комиссариатов;
      • обеспечивать гражданам возможность своевременной явки по вызовам (повесткам) военных комиссариатов;
      • направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, поступающих на воинский учет, состоящих на воинском учете, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
      • направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете;
      • вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет в соответствии с абзацами первым и третьим пункта 2 статьи 8 настоящего Федерального закона.
        • 1.1. В случае, если руководитель государственных органа либо организации или муниципального органа уведомлен в письменной форме военным комиссариатом о вынесении в отношении гражданина, который замещает должность государственной службы или муниципальной службы в таких органе либо организации, заключения, указанного в пункте 1.1 статьи 28 настоящего Федерального закона, данный руководитель обязан уведомить в письменной форме военный комиссариат об увольнении этого гражданина с государственной службы или муниципальной службы в течение десяти дней со дня его увольнения.
    2. Руководители организаций, осуществляющих эксплуатацию жилых помещений, должностные лица (работники) этих организаций, ответственные за военно-учетную работу, обязаны сообщать в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения об изменениях состава граждан, постоянно проживающих или пребывающих более трех месяцев, которые состоят на воинском учете или не состоят, но обязаны состоять на воинском учете.
    3. Органы внутренних дел в пределах своей компетенции обязаны:
      • направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов и пунктов отбора на военную службу по контракту необходимые для занесения в документы воинского учета сведения о гражданах, состоящих на воинском учете;
      • производить розыск и при наличии законных оснований осуществлять задержание граждан, уклоняющихся от воинского учета, призыва на военную службу или военные сборы, прохождения военной службы или военных сборов;
      • направлять в двухнедельный срок в военные комиссариаты сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на воинском учете, а также сведения о лицах, приобретших гражданство Российской Федерации и подлежащих постановке на воинский учет;
      • вручать гражданам, не состоящим на воинском учете, но обязанным состоять на воинском учете, направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет по месту жительства или месту пребывания при осуществлении их регистрации по месту жительства или месту пребывания.

    3.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 03.07.2016 N 305-ФЗ

    1. Органы записи актов гражданского состояния обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о внесении изменений в акты гражданского состояния граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
    2. Органы дознания и органы предварительного следствия обязаны в двухнедельный срок информировать военные комиссариаты о возбуждении или прекращении уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, либо о направлении указанных уголовных дел в суд.
    3. Федеральные суды в двухнедельный срок сообщают в военные комиссариаты:
      • о возбуждении или прекращении ими уголовных дел в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
      • о вступивших в законную силу приговорах в отношении граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, с направлением в военные комиссариаты воинских документов граждан, осужденных к обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы, аресту или лишению свободы.
    4. Федеральные учреждения медико-социальной экспертизы обязаны в двухнедельный срок сообщать в военные комиссариаты сведения о признании инвалидами граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
    1. Граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости — врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.
      • 1.1 Медицинское освидетельствование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи и являющихся детьми-инвалидами, инвалидами I группы или имеющих иную группу инвалидности без указания срока переосвидетельствования, в связи с исполнением ими воинской обязанности с их согласия или с согласия их законных представителей проводится заочно на основании документов, перечень которых определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
    2. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
      А — годен к военной службе;
      Б — годен к военной службе с незначительными ограничениями;
      В — ограниченно годен к военной службе;
      Г — временно не годен к военной службе;
      Д — не годен к военной службе.
    3. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
    4. В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
    5. В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприяти�� в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
    6. Финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
    7. Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья.
    1. Граждане при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, а также иностранные граждане при поступлении на военную службу по контракту проходят профессиональный психологический отбор.
    2. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
    3. Организация, порядок и методика проведения мероприятий по профессиональному психологическому отбору граждан при постановке на воинский учет, направлении для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, призыве на военную службу, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, определяются министром обороны Российской Федерации.
    4. По результатам профессионального психологического отбора в случаях, указанных в пункте 1 настоящей статьи, выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности гражданина (иностранного гражданина):
      • а) рекомендуется в первую очередь — первая категория;
      • б) рекомендуется — вторая категория;
      • в) рекомендуется условно — третья категория;
      • г) не рекомендуется — четвертая категория.
    5. Требования к профессиональной психологической пригодности гражданина (иностранного гражданина), соответствующие указанным в пункте 4 настоящей статьи категориям, устанавливаются министром обороны Российской Федерации либо руководителем иного федерального органа исполнительной власти или федерального государственного органа, в которых настоящим Федеральным законом предусмотрена военная служба, если иное не установлено настоящей статьей.
    6. Граждане, отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории, не могут быть направлены для подготовки по военно-учетным специальностям в общественные объединения или профессиональные образовательные организации, для поступления в военные профессиональные образовательные организации или военные образовательные организации высшего образования, а также не могут поступить в мобилизационный людской резерв.

      С гражданами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, не может быть заключен договор об обучении, предусмотренный пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона. Граждане (иностранные граждане), отнесенные по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории, не могут быть приняты на военную службу по контракту.

    1. Граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом на военную службу или поступлением на военную службу по контракту, поступлением в мобилизационный людской резерв и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
    2. Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы
    3. Гражданам, проходящим военные сборы, и гражданам, пребывающим в мобилизационном людском резерве, предоставляются также иные денежные выплаты, устанавливаемые федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

    Закон о статусе военнослужащих с изменениями на 2018 год

    1. История данного закона насчитывает уже более двадцати лет. Государственная Дума приняла его еще в 1998 году, но после этого Федеральный закон о воинской службе не один раз дорабатывался. В нынешнем формате закон существует с конца 2015 года.
    2. В Российской Федерации военная служба является обязательной практически для всех мужчин страны. Каждая правовая статья этого ФЗ направлена на то, чтобы определить социальный статус, права и обязанности военных и членов их семей.
    3. Главы и положения раскрывают воинский статус граждан в РФ, то, почему их могут увольнять, об ответственности и свободах.
    4. Конституция и законодательство, а также этот акт со всеми его изменениями, стал основой и гарантией для военных. В прошлом году настоящие законодательные изменения рассматривались политиками в январе, марте, апреле, мае.
    5. Некоторые вопросы были выдвинуты следственными органами. Например, в соответствии с чем военные будут выплачивать налог, как повлияет на это их состояние.

    Последние изменения, внесенные в закон о статусе военнослужащих

    В 2016 году законодатель вносил изменения в ФЗ-76 три раза: в апреле, июле и декабре. Поправки коснулись методов увольнения лиц, которые проходят военную службу по призыву или контракту. После увольнения им больше не предоставляется жилье, ежегодный медицинский осмотр, право на бесплатное передвижение на общественном транспорте, если они несут службу в районах Крайнего Севера. В последней редакции изменения коснулись и порядка предоставления каникулярных отпусков. Ниже будут рассмотрены статьи из последней редакции закона:

    11

    В пункте 1.1 текущей статьи изменено время, в течение которого военнослужащий и отдельные группы могут находиться в отпуске. Военные и указанные в статье категории лиц претендуют на ежегодный дополнительный отпуск размером до 10 календарных дней. Но только в том случае, если на протяжении последнего года он трудился по ненормированному рабочему графику. Условия и порядок предоставления дополнительного отпуска предусматривается руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны.

    Ст 2 ФЗ-6 о статусе военнослужащих

    Рассказывает о статусе военнослужащих и какими социальными гарантиями они имеют право пользоваться. Допустим, если он был уволен или самостоятельно увольняется, он имеет право на получение ежемесячной компенсации. Если компенсация может быть начислена из нескольких источников, военнослужащему по статусу предоставляется право выбрать то начисление пенсии, которое он пожелает.

    Военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, предоставляется по их желанию право на вступление в жилищно-строительные (жилищные) кооперативы либо на получение ими земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов.

    14. Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счёт средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учёта по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.

    Это интересно: Льготы чернобыльцам в хмао

    Военная ипотека в Москве и области

    На практике это выглядит следующим образом. Муж является «старослужащим» и должен обеспечиваться по 76-ФЗ, т.е. может рассчитывать на получение квартиры в натуральной форме или субсидии (ЕДВ). Дослужился до 20-ки военной выслуги, начинает процедуру признания нуждающимся и получает отказ в постановке на очередь. Поводом для отказа служит то, что его супруга-военнослужащая включена в реестр участников НИС. Налицо явное ущемление прав военнослужащего, но как считают некоторые органы военного управления и регорганы – «два блага в один кармана не бывает».

    Это интересно: На Какую Помощь Имеет Права Молодая Семья Проживающая На Селе И Работающая В Сельском Хозяйстве

    Сумма накоплений , формируемая на именном накопительном счете участника НИС, никаким образом не зависит от состава семьи военнослужащего, также при расчете суммы не учитываются нормы общей площади. В НИС учитывается только время участия в системе самого военнослужащего: чем дольше находится в системе, тем больше накоплений получает.

    Кто может рассчитывать на статус военнослужащих

    Итак, на основании действующего законодательства к военнослужащим можно отнести мичманов, прапорщиков, офицеров, тех, кто является курсантом профессиональных военных образовательных организаций, в том числе и высшего уровня. В эту категорию попадают также матросы, солдаты, старшины и сержанты, равно как и те военнослужащие, которые проходят службу по контракту.

    Граждане, в том числе и иностранные, приобретают статус военнослужащих лишь тогда, когда начинают проходить военную службу. По ее окончании они утрачивают данный статус. Тем, кого призвали на военные сборы, или находящимся в мобилизационном резерве гражданам присвоение статуса производится лишь в случаях, обозначенных действующим Федеральным законом.

    Всеобщая мобилизация с 15 января 2023 года — миф или реальность

    Слухи о всеобщей мобилизации начались еще в октябре, когда полным ходом шла первая волна частичной. Но на днях несколько телеграм-каналов, среди которых популярные «Поздняков 3.0» и «Тринадцатый», стали обсуждать это активнее обычного. При этом авторы публикаций утверждали, что данная информация поступила от источника, приближенного к Правительству.

    В сообщении каналов сказано, что всеобщая мобилизация даст отпраздновать Новый год дома, а дальше «все на войну».

    Однако политологи рекомендуют относиться к подобным сообщениям с осторожностью, и подвергать все здравой критике. Эксперты отмечают, что такие информационные каналы работают сейчас в другой правовой зоне, это не СМИ, которые несут ответственность.

    По официальным данным Кремля волна частичной мобилизации подошла к концу, о чем Сергей Шойгу объявил 31 октября. Это вся информация на сегодняшний момент, которая подтверждена. Остальное — слухи, и с уверенностью предположить будет ли в январе 2023 года полная мобилизация сейчас невозможно.

    Сбежавших от частичной мобилизации IT-шников не будут строго наказывать

    Наказывать сотрудников, занятых в сфере IT и уехавших из страны в период частичной мобилизации, не будут. Минцифры РФ выступило против предложения запретить удаленную работу для данных граждан. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

    «Введение тотального запрета может привести к снижению темпов развития цифровых платформ и решений, что в итоге может негативно сказаться на их конкурентоспособности», — говорится в сообщении.

    Конечные решения по формату и нагрузке на сотрудников, находящихся сейчас за рубежом, должны принимать только руководители компаний.

    «Наша задача — использовать весь доступный интеллектуальный потенциал разработчиков для внедрения новых цифровых сервисов. В конечном итоге победит тот, кто сможет привлечь самые талантливые кадры, которые, в том числе, находятся и за границей», — отмечается в сообщении ведомства.

    Напомним, что ранее депутаты Государственной Думы РФ предложили запретить работу сотрудников сферы IT, которые уехали за границу во время частичной мобилизации.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *