Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взаимоотношения с близкими родственниками в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Исходя из вышеприведённого, мусульманину желательно жениться на праведной мусульманке из числа дальних родственниц. Бракосочетание с близкими родственниками, как двоюродная сестра или двоюродный брат, разрешено по Исламу, хоть и не рекомендуется.
Самыми близкими после родителей, супругов и детей считаются братья и сёстры, с которыми человек растёт, получает воспитание в одном доме. На основе этого и общей крови образуется прочная духовная связь.
Как правило, одни дети в семье бывают старше других (за редким исключением, когда рождаются близнецы или двойняшки). И возраст выступает в качестве важного критерия при выстраивании отношений среди детей в мусульманской семье.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Не из нашей уммы тот, кто не уважает старших и не милосерден к младшим» (Абу Дауд). Следовательно, более младшие по возрасту братья и сёстры обязаны почитать старших, прислушиваться к их мнению по тем или иным вопросам.
К слову, в случае, если женщина не замужем, а отца или деда нет в живых, именно старший брат считается опекуном своей сестры и фактически наделяется полномочиями отца.
Но и старшие обязаны проявлять милосердие и заботиться о младших, особенно в ситуациях, когда они в этом нуждаются.
Во взаимоотношениях между родными братом и сестрой также существуют некоторые нюансы, главный из которых, разумеется, – это запрет на вступление в брак и интимную связь.
Родные брат с сестрой могут оставаться наедине и ездить в путешествия.
Что касается двоюродных, то они по Шариату не считаются близкими родственниками, а значит брак между ними дозволен. Однако многие учёные считают это нежелательным, так как полагают, что лучше вступать в брак с посторонними или дальними родственниками. Кроме того, двоюродные родственники обязаны друг перед другом соблюдать требования прикрытого аурата.
Особое место занимают молочные братья и сёстры. Молочным родством в исламе признаётся связь двух людей, не имеющих кровных родственных уз, но вскормлённых одной женщиной. Но для этого следует соблюсти ряд условий. Во-первых, возраст детей, при котором происходило вскармливание, не должен превышать 2 лет – по шафиитскому мазхабу и 2,5 лет – по ханафитскому. Вторым условием считается количество вскармливаний. По мазхабу Шафии, одна женщина должна кормить двух детей не менее 5 раз для того, чтобы они считались молочными родственниками. Согласно мазхабу Абу Ханифы, достаточно одного вскармливания грудью.
Взаимоотношения между молочными братьями такие же, как и между кровными. Подтверждением тому служит хадис: «Молочным родственникам запрещается всё то же, что и кровным» (Бухари).
Можно ли жениться на двоюродной сестре
На вопросы о том, можно ли жениться на двоюродной сестре или можно ли жениться на троюродной сестре, ответы уже гораздо лояльнее. Генетиками было установлено, что риск рождения нездорового потомства у людей, являющихся родственниками третьего порядка, составляет всего 4-6%. Однако этот показатель действителен лишь при условии отсутствия в старших поколениях близкородственных браков и тяжелых генетических заболеваний. Эта цифра практически не отличается от тех 2-3% детей, которые имеют шансы родиться с врожденными патологиями у людей, не состоящих в родстве. Не смотря на это, православные христиане все же опасаются заключать такие браки, стараясь жить по Библии.
Можно ли жениться на 3-юродной сестре (2-юродной или 4-юродной) католикам? Здесь также подобные браки не запрещены по закону государств и церкви. И люди с меньшей опаской относятся к таким отношениям. Здесь даже существует гипотеза, согласно которой, наличие в каждом поколении близкородственных браков снижает степень риска появления нездорового потомства.
Можно ли жениться на двоюродной сестре в исламе
А вот в исламе не задумываются над тем, можно ли мусульманам жениться на двоюродной сестре, а тем более над тем, можно ли жениться на дочери двоюродной сестры. Турки, например, предпочитают брать в жены исключительно родственниц, о которых могут знать все и быть уверенными в своих супругах на 100%. Кстати, именно браки между братьями и сестрами самые крепкие, потому что:
- у них общие родственники, с которыми с рождения налажены отношения;
- степень заботы о семье равноценна у обоих супругов;
- общие цели, приоритеты и интересы у супругов;
- имущественные отношения гораздо проще;
- никому не приходится привыкать к семейным традициям новоиспеченного супруга, да и воспитаны оба одинаково, что также облегчает отношения в семье.
Можно ли жениться на двоюродной сестре в исламе
А вот в исламе не задумываются над тем, можно ли мусульманам жениться на двоюродной сестре, а тем более над тем, можно ли жениться на дочери двоюродной сестры. Турки, например, предпочитают брать в жены исключительно родственниц, о которых могут знать все и быть уверенными в своих супругах на 100%. Кстати, именно браки между братьями и сестрами самые крепкие, потому что:
- у них общие родственники, с которыми с рождения налажены отношения;
- степень заботы о семье равноценна у обоих супругов;
- общие цели, приоритеты и интересы у супругов;
- имущественные отношения гораздо проще;
- никому не приходится привыкать к семейным традициям новоиспеченного супруга, да и воспитаны оба одинаково, что также облегчает отношения в семье.
Как Ислам относится к браку с кузиной?
Можно ли жениться на двоюродной сестре? Считается ли это инцестом?
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Вся хвала и благодарность Аллаху, мир и благословение Его Посланнику.
Мы благодарим Вас за оказанное доверие. Мы взываем к Аллаху Всемогущему, чтобы Он осветил наши сердца для истины и даровал нам благословение в этом мире и в Судный День. Амин.
Браки между двоюродными братьями и сестрами разрешены в Исламе. В суре „Ан-Ниса“ Аллах упомянул женщин, с которыми запрещено вступать в брак:
„Не женитесь на женщинах, на которых были женаты ваши отцы, если только это не произошло прежде. Воистину, это является мерзким и ненавистным поступком и скверным путем. Вам запретны ваши матери, ваши дочери, ваши сестры, ваши тетки со стороны отца, ваши тетки со стороны матери, дочери брата, дочери сестры, ваши матери, вскормившие вас молоком, ваши молочные сестры, матери ваших жен, ваши падчерицы, находящиеся под вашим покровительством, с матерями которых вы имели близость, но если вы не имели близости с ними, то на вас не будет греха; а также жены ваших сыновей, которые произошли из ваших чресл. Вам запретно жениться одновременно на двух сестрах, если только это не произошло прежде. Воистину, Аллах — Прощающий, Милосердный. И замужние женщины запретны для вас, если только ими не овладели ваши десницы (если только они не стали вашими невольницами). Таково предписание Аллаха для вас. Вам дозволены все остальные женщины“ (Коран, 4:22–24).
В суре „Аль-Ахзаб“ (33:50) Аллах сказал Пророку (да благословит его Аллах и приветствует), что он может жениться на дочерях своих дядей и тетушек со стороны отца или матери. Ученые согласны в том, что это разрешение дано не только для Пророка, но для всех верующих. Поэтому мусульмане практикуют браки между двоюродными братьями и сестрами во всех странах еще со времен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует).
Такие браки допускаются во многих других религиях и культурах. Так, в США большинство штатов разрешают браки между двоюродными братьями и сестрами. В этом браке нет ничего плохого.
Тем не менее положительной практикой является сдача до брака крови на генетический анализ и консультация со специалистом, чтобы исключить наследственные заболевания или любую другую проблему. Впрочем, риски для здоровья будущих детей в этом браке очень низки. Большинство таких браков крепкие, а дети вполне здоровые.
Развивает тему шейх Мухаммад Салех аль-Мунаджид:
Итак, в исламской религии нет запрета на то, чтобы мужчина женился на своих родственницах, кроме тех, которые запрещены для вступления в брак; они упомянуты в суре „Ан-Ниса“ (4:23).
Таким образом, поскольку Аллах четко определил, с кем из родственников запрещено вступать в брак, со всеми остальными женщинами брак разрешен.
Одним из самых надежных доказательств является то, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) выдал свою дочь Фатиму замуж за Али (да будет доволен ими Аллах), который был сыном дяди ее отца (двоюродным братом Пророка). Кроме того, сам Пророк женился на Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах), а она — дочь его тети (его двоюродная сестра). И таких примеров в истории Ислама множество.
Однако можно задать другой вопрос, а именно: „Лучше или предпочтительнее ли мусульманину жениться на ком-то, с кем он не связан родственными связями?“
Ответ на этот вопрос будет разным в каждом конкретном случае и, возможно, предпочтительнее вступать в брак с людьми, которые не являются родственниками. Например, если кто-то стремится создать новые социальные связи или по каким-то причинам хочет породниться с другой семьей и т. д. Нужно различать между тем, что разрешено, а что — желательно. Хоть Ислам и разрешает браки между кузенами, нельзя сказать, что он это поощряет.
Люди связаны между собой
Сегодня браки между двоюродными братьями и сестрами не так распространены в нашем обществе, но во многих закрытых обществах и тесно связанных сообществах вероятность того, что супруг окажется по крайней мере 6-м, 7-м или 8-м кузеном по-прежнему высока. Вот только с научной точки зрения кровосмешение относится к размножению между гораздо более близкими родственниками. Между тем, одним из основных недостатков кровосмешения является то, что оно уменьшает количество потока генов в популяцию и, следовательно, замедляет развитие генетического разнообразия.
Генетическое разнообразие увеличивает продолжительность жизни популяции, увеличивая вероятность того, что некоторые особи переживут катастрофу, такую как крупное изменение климата или смертельную пандемию.
Отношения, описываемые как «кровные» – это отношения между парами, которые являются по меньшей мере троюродными братьями или более близкими родственниками. Но для детей таких пар существует огромный риск для здоровья. Как пишет Daily Mail в статье 2018 года, браки двоюродных братьев и сестер являются ключевым фактором в среднем двух детских смертей каждую неделю.
При расчете цифр исследователи исходили из того факта, что в общей сложности 545 мальчиков или девочек, родившихся в близкородственных парах, умерли в раннем возрасте в течение последних пяти лет – согласно данным Департамента образования Великобритании. Тысячи других детей, рожденных в родственных браках выживают, но с ужасающими физическими или умственными проблемами. К ним относятся слепота, глухота, болезни крови, сердечная или почечная недостаточность, проблемы с легкими или печенью и множество часто неизлечимых и сложных неврологических расстройств.
Свёкр и свекровь (тесть и тёща) в Исламе
После вступления в брак у человека круг родных расширяется и появляются свойственники. После замужества мусульманка покидает свою семью и становится членом семьи мужа. Следовательно, по отношению к свёкру и свекрови она имеет такие же права и обязанности, как по отношению к собственным родителям.
При общении с «новыми родственниками» могут возникнуть некоторые проблемы, но, несмотря на разногласия, следует помнить о правах и обязанностях в новой семье. Невестка обязана помогать в домашних делах, воспитывать детей, ухаживать за родителями мужа, если в этом есть необходимость. Посланник Аллаха ﷺ сказал:
«Довольство Всевышнего – в довольстве родителей» (Тирмизи).
Если же какие-то разногласия имеют место быть, то необходимо попытаться решить их мирным путём. Если это не удастся, то лучше жить по отдельности.
Аналогичным образом мужчина должен относиться к тёще и тестю.
Профессор Массачусетского университета Хеймиш Спенсер заявил, что на сегодняшний день ни одно генетическое исследование не дало утвердительного ответа, что браки между двоюродными родственниками представляют большой риск для будущего ребенка. Более того, провести действительно независимое и правильное исследование достаточно сложно.
Все дело в том, что родственные браки в цивилизованном мире – это скорее исключение из общепринятых правил. Более 80 % случаев рождения таких младенцев происходит в странах третьего мира. Там родственные браки встречаются достаточно часто. В этих неблагополучных странах процент детей с физическими отклонениями значительно выше, чем в других государствах. Поэтому дать однозначный ответ, от чего малыш не такой, как все (из-за экологии, неправильного питания, некачественной медицины или близкородственных связей), практически невозможно.
Этим нужно поделиться
Егор, подключив все свои связи, уехал в длительную командировку. Вслед за ним уехали и мы с сестрой. Родители? Им сказали почти правду о том, что Егору предложили временно хорошую работу, времена были сложные, работа нашлась и для нас с сестрой, тем более, что в Лидином «положении» это лучший вариант. Родители к нам не ездили ни в Минск, ни, тем более, в город N, у них работа, хозяйство. Им не до поездок. В начале мая в городе N я родила прекрасного сына, (подробности всех процедур снова опущу) а в июне мы вернулись в Минск. К родителям поехали Лида с мужем и малышом, а я, якобы, из-за занятости приехать не могла. На самом деле я снова готовилась к поступлению и к учебе.
Мы знали, что вечерами, когда все уходили спать, наш Илья и Оля, дочь Романа, оставались до глубокой ночи поболтать под грушей. И мы не раз слышали, как Роман звал дочь домой, а она в ответ ему говорила, что уже не маленькая (ей почти 24 года) и придет, когда захочет. Мы тоже Илье говорили, что некрасиво девушку задерживать почти до утра, на что он только громко хохотал и говорил, что уже давно может сам решать во сколько приходить домой. Но радовало, что через несколько дней Роман с семьей уедет и дети снова забудут о существовании друг друга. Но мое сердце как-то не добро ёкало.
Родственные браки с точки зрения Ислама
В Исламе запрещено заключать браки между кровными родственниками, а также между молочными родственниками, поскольку молочное родство приравнено в Исламе к кровному.
Самые близкие родственники, которые могут быть связаны брачными узами, это двоюродные брат и сестра. Хотя они и не являются кровными родственниками и кузенам не запрещено создавать семьи, такие браки в Исламе всё же считаются нежелательными.
Сообщается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал:
لا تنكحوا القرابة القريبة فإن الولد يخلق ضاويا
«Не женитесь на женщинах из числа близких родственниц, так как в этом случае ребёнок рождается хилым». (Имам Аль-Газали, «Ихья ‘Улум ад-Дин», т. 2, с. 41)
Под близким родством здесь подразумевается двоюродное родство с материнской или с отцовской стороны.
Исламские учёные поясняют нежелательность заключения браков между кузенами тем, что они, как правило, испытывают друг к другу родственные чувства, а не сексуальное влечение. Более того, современная наука подтверждает то, что было сказано более 1400 лет назад Пророком Мухаммадом (мир ему и благословение Всевышнего).
Генетиками установлено, что чем ближе степень родства между супругами, тем выше опасность генетических осложнений для их потомства. И статистика свидетельствует, что у родителей, состоящих в родстве, вероятность рождения детей, поражённых теми или иными наследственными недугами, и частота ранней детской смертности в десятки, а то и в сотни раз выше, чем в неродственных браках.
Как пишется в книге «Фатх аль-му‘ин», чем дальше родство, тем лучше для создания брака. Но не стоит категорически порицать браки между двоюродными братьями и сёстрами и запрещать тем, кто искренне полюбил, быть счастливыми в браке.
Издревле правители и богатые семьи старались скреплять родство между собой, заключая браки между двоюродными братьями и сёстрами, часто даже вопреки их воле. Это было вызвано желанием сохранить власть и уберечь своё богатство от необходимости делиться с чужими.
Но бывали случаи, когда в результате близкородственных браков Наследники престола рождались умственно отсталыми и были не способны править, и столь желанная власть, ради которой были принесены в жертву дети, рушилась в одночасье.
Браки между родственниками, например, троюродными братом и сестрой или другими родственниками, с одной стороны, помогают укрепить родственные связи и сблизить уходящее родство, с другой, несут большую потенциальную опасность.
Никто не застрахован от семейных сор и конфликтов, и не дай Аллах, случится так, что брак, в котором муж и жена являются друг другу родственниками, распадётся.
В таких случаях будут испорчены отношения между родней, и те, кто ещё вчера назывались близкими, станут враждовать, что является крайне порицаемым с точки зрения Ислама.
Нужно ценить и беречь родственные отношения, быть очень осторожными и всячески избегать плохого исхода.
Каждый волен выбирать, с кем ему связать свою судьбу, будь то с родственником или нет. Но главный критерий выбора второй половины — это следование заветам религии, благонравие и порядочность. Ведь в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего), который передаётся от Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах), сообщается следующее:
تُنْكَحُ المَرْأَةُ لِأَرْبَعٍ: لِمَالِهَا وَلِحَسَبِهَا وَجَمَالِهَا وَلِدِينِهَا، فَاظْفَرْ بِذَاتِ الدِّينِ، تَرِبَتْ يَدَاكَ
«На женщине женятся, учитывая четыре качества: её богатство, её знатность, её красоту и её религиозность. Выбирай жену по её религиозности, да покроются пылью твои руки». (Бухари, 5090; Муслим, 1466; Ибн Маджах, 1858; Абу Давуд, 2047; Тирмизи, 1086)
Что касается слов Пророка (мир ему и благословение Всевышнего): «…да покроются пылью твои руки», то арабы используют подобные выражения, не имея в виду их настоящее значение.
Так, арабы говорят эти и подобные фразы, когда они порицают что-то, удерживают кого-то от чего-то, упрекают, побуждают или удивляются чему-то.
Здесь же Пророк (мир ему и благословение Всевышнего) этими словами побуждает жениться на религиозной женщине.
Законодательство Российской Федерации
Закон Российской Федерации запрещает браки между родственниками первой линии по крови. Это родные братья и сестры, родители с детьми, тети с племянниками, дяди с племянницами. При подаче заявления никто не требует указать степень родства. Если родственная связь обнаружится, брак будет признан недействительным.
Что касается женитьбы на двоюродной сестре, то такие браки крайне редкие, но могут быть зарегистрированы.
Православная церковь осуждает близкородственные браки. Ни один батюшка не повенчает двоюродных родственников. Троюродным необходимо получить разрешение Епископа. Брак с четвероюродным братом должен согласовываться с местным священнослужителем.
Церковь предъявляет дополнительные требования к венчанию. У парня и девушки должно быть общее вероисповедание.
Популярность родственных браков на закате существования Османской империи
Популярность родственных браков росла. Часто в браки вступали внуки и внучки султанов от разных матерей.
Внуки султана Абдул-Азиза тоже практиковали браки с кузинами (кузенами). Например, в семье его сына Юсуфа. В 1923 году дочь шехзаде Хатидже-султан вышла замуж за своего двоюродного брата Мехмеда, который был внуком Абдул-Меджида. В этом браке не было детей, а позже пара расторгла отношения. Хатидже-султан еще выходила замуж дважды, но больше не за своих родственников.
Михрибан, ещё одна внучка Абдул-Азиза и дочь все того же Юсуфа вышла замуж за шехзаде Омера, который был одним из последних наследников династии османов. Его отец, Абдул-Меджид II, уже не считался султаном, а носил титул халифа. Он был последним представителем османской династии, который обладал хоть какой-либо властью. Больше в Турции султаната не было.
В семье Михрибан и Омера не было детей. Однако, стоит отметить, что это был второй брак шехзаде. До этого Омер был тоже женат на своей родственнице Рукие-султан (дочери Мехмеда VI). Султанша родила ему троих дочерей.
После распада Османской империи у династии не было нужды тщательно выбирать себе супругов. Теперь они не обладали властью. Оставшиеся представители династии были вынуждены переехать в Европу. Однако Эмине-султан (внучка Мехмеда V) и Али Васиб, также происходивший из рода османов, поженились. По сути они были друг другу кузенами дальней степени родства.
У пары родился сын Осман, который сейчас живет в Лондоне. Если бы Османская империя не пала, то он был носил титул шехзаде и когда-нибудь смог стать султаном. А сейчас ему 78 лет и в Стамбул он пока возвращаться не собирается.
Чем опасен кровнородственный брак? На сестре сошелся клином белый свет
Если оставить в стороне этические, моральные и религиозные соображения и сконцентрироваться лишь на генетике, то картина будет выглядеть так. Есть такое понятие, как коэффициент инбридинга (англ. «скрещивание близкородственных организмов). У родных дяди и племянницы он составляет 1/8, у двоюродных братьев и сестёр 1/16, у троюродных 1/32, у родственников четвёртого колена 1/64 и так далее. Эти восьмые и шестьдесят четвёртые говорят о том, что чем дальше родство, тем меньше похожих (одинаковых) генов в генетическом аппарате каждого родственника.
Отсюда получается, что при кровнородственном браке вероятность появления больного потомства напрямую зависит от степени родства супругов. В своё время генетик Е. Л. Дадали писал о подобных явлениях. Объяснял он это следующим образом. Среди наследственных заболеваний есть две группы: первая возникает под действием доминантных генов, а другая — под действием рецессивных.
Даже в единственном числе доминантный ген ведёт к болезни. Это мина замедленного действия, заложенная в организм человека. Как, например, при таком редком заболевании, как хорея Гентингтона. Оно появляется при наличии одного-единственного аномального гена. Человек, получивший его в наследство, обречён. Ген начинает разрушение организма, когда носителю исполняется 30−35 лет. Абсолютно здоровый, он за короткое время превращается в развалину: перестаёт двигаться, теряет память и речь. Медицина способна лишь облегчить физические страдания, но вылечить не в силах.
Рецессивный ген, в отличие от доминантного, может и не губить своего носителя, а спокойно ждать, когда его передадут следующему поколению. А вот здесь кроется опасность рождения больных детей, особенно, если родители — родственники и оба — носители рецессивного гена. Встреча двух одинаковых «вредных» генов — верная гибель детей, рождённых в таком браке. Так наследуются многие тяжёлые болезни: альбинизм, глухонемота, болезни нервной системы и болезни обмена веществ, врождённые пороки развития.
Позиция генетиков понятна. Но делать трагедию из любви двоюродных братьев и сестёр, пожалуй, не стоит. Вовсе необязательно рождение больного ребёнка в таком браке. Ребёнок может быть абсолютно здоровым (вероятность 25 процентов) или быть носителем рецессивного гена (вероятность 50 процентов).
Если уж действительно на кузине «свет клином сошёлся» желательно провести медико-генетическое исследование. Благо сегодня такие консультации доступны «простому народу». Соберите как можно больше данных о здоровье близких и дальних родственников: бабушек и дедушек (очень важно знать, чем болели эти люди, как долго жили, от чего умерли), родителей, двоюродных и троюродных братьев и сестёр.
Изучив эти данные и приняв во внимание результаты других исследований, специалисты консультации дадут конкретные рекомендации. А уж дальше решать вам, и только вам.
Кстати, в одной семье из поколения в поколение циркулируют не только гены наследственных заболеваний, но и набор генов, определяющих умственные особенности. Истории известны семьи, исключительно богатые людьми, одарёнными в науках, искусствах. Например, сорок шесть родственников Баха были профессиональными музыкантами. А прабабушки Льва Николаевича Толстого и Александра Сергеевича Пушкина были родными сёстрами.
Легендарная Клеопатра прославилась в веках и красотой, и умом. Дочь родных брата и сестры, она тоже выходила замуж за своих родных братьев.
Желающие иметь рослых детей могут принять к сведению наблюдения немецкого антрополога Ф. Нольда. Проведя обследование нескольких тысяч юношей, он сделал вывод: чем дальше друг от друга находятся места рождения родителей, тем выше рост наследника.
Тем, кто мечтает о вундеркиндах, нужно учесть: по сравнению с 20-летними у 50-летних отцов вероятность рождения талантливых детей увеличивается в 10 раз. Этого нельзя сказать о возрасте матери. Такие данные показал анализ родословных многих выдающихся личностей.
Кровнородственные браки
6.3.1.1. Коэффициент инбридинга [103]
Все люди – родственники.
Родственники определяются как лица, часть генов которых общая по происхождению. Если понимать это определение в буквальном смысле, то родственниками можно считать всех людей. Все мы имеем общих предков. Возможно, ими является одна-единственная пара (см. разд. 7.2.1). Тогда почему же у нас такие разные гены? По той простой причине, что наши общие предки отстоят от нас на тысячи поколений. В течение этого долгого времени произошло множество мутационных событий, которые привели к возникновению генетической изменчивости. Очевидно, считать все человечество родственниками не имеет смысла, так как из этого – пусть даже формально верногопредположения нельзя сделать никаких выводов. Мы измеряем степень кровного родства для того, чтобы исследовать эти мутации и влияние кровного родства на их фенотипическое проявление. Однако при измерении степени кровного родства не следует забывать, что число поколений, которое при этом учитывается, определяется только соображениями практического удобства.
Степень родства, которая обычно рассматривается.
В большинстве случаев родословные анализируют только по трем поколениям. Это ограничение означает, что рассматриваются только родители, деды и прадеды, а более отдаленные родственники во внимание не принимаются. Таким образом, самые дальние родственники, которые учитываются при оценке кровного родства двух индивидов, это троюродные сибсы. Первоначально это ограничение было введено из чисто практических соображений. Дело в том, что у католиков требуется специальное разрешение на брак между троюродными сибсами или более близкими родственниками и данные по частоте таких браков легко получить из церковных книг, где регистрируются эти разрешения. Типы кровнородственных браков приведены на рис. 6.37. Ограничение оценки кровного родства достаточно узкими рамками оправдано с теоретической точки зрения. При переходе за третье поколение рост коэффициента инбридинга индивида с увеличением числа кровнородственных браков между его (ее) предками происходит очень медленно.
Две полезные меры: коэффициент родства и коэффициент инбридинга
[130; 1819]. В популяции могут встречаться различные типы кровнородственных браков: между двоюродными и троюродными братьями и сестрами, между дядей и племянницей, а иног-
6. Популяционная генетика 341
Рис. 6.37. Наиболее важные типы кровнородственных браков. |
Как проверяется родство лиц, вступающих в брак?
К сожалению, на сегодняшний день никаких специальных проверок на предмет состояния в родственных отношениях лиц, вступающих в брак, не осуществляется.
Для регистрации брака, требуется только заявления и паспорта будущих супругов. При этом, только по паспорту достаточно сложно бывает определить являются ли будущие супруги родственниками. Так, к примеру, брат и сестра, имеющие общую мать, но разных отцов, как правило, носят разные фамилии. Отчество у них также разное. Поэтому, сотруднику ЗАГС определить их родство просто не возможно.
Иногда лица, вступающие в брак и сами не знают о своем родстве, что может иметь место в результате различных жизненных обстоятельств.
При этом, в законе об актах гражданского законодательства содержится норма о том, что в случае, если начальник ЗАГС будет располагать сведениями, подтверждающими наличие обстоятельств, препятствующих заключению брака, то он вправе отказать в его регистрации.
Инцест в царских семьях
Часто совершался инцест в царских фамилиях, когда браки заключались в очень узком кругу родственников с целью сохранить чистоту династической крови. Но вместо желаемой чистой королевской крови они получили массовое ослабление здоровья и вымирание целых династий. В ходе эволюции было замечено, что близкородственные браки крайне негативно влияют на продолжение рода. Причем, чем ближе родственная связь, тем более физически слабое и психически неуравновешенное у них потомство. Вот почему запрещены браки между близкими родственниками. Правда, бывают счастливые исключения, когда брат и сестра создают семью и дети у них рождаются без патологий. Но заранее никто не может спрогнозировать, какие именно гены передадутся от родителей ребенку — здоровые или с патологией — и как это отразится на его здоровье.