Проект: «Права ребенка» Дмитриева Марина Александровна

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект: «Права ребенка» Дмитриева Марина Александровна». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Конвенция о правах ребенка состоит из преамбулы и 54 статей, которые детализируют права каждого человека в возрасте до 18 лет на полное развитие своих возможностей в условиях, свободных от голода и нужды, жестокости, эксплуатации и других форм злоупотреблений.

Основные положения Конвенции о правах детей

Конвенцией установлены четыре принципа: не дискриминация; право на жизнь, выживание и развитие; наилучшее обеспечение интересов ребенка; уважение взглядов ребенка.

Конвенция признает за каждым ребенком — независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений национального, этнического и социального происхождения – право: на воспитание, развитие, защиту, на активное участие в жизни общества.

Конвенция указывает права ребенка и обязанности родителей, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребенку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее.

Основные права ребенка в Конвенции, по сути, повторяют права взрослого по Всеобщей декларации прав человека: право ребенка на свободу мысли, совести, религии (ст. 14 п. 1); право свободно выражать свое мнение; право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. (ст. 27 п. 1)

Часть положений Конвенции более специфична. Государства, принявшие Конвенцию, должны принимать необходимые законодательные, административные, социальные, и просветительные меры с целью защиты ребенка от всех форм физического или психического насилия, оскорбления, отсутствия заботы, грубого обращения, эксплуатации, включая сексуальное злоупотребление со стороны родителей или любого другого лица, заботящегося о ребенке (ст. 19 п.1); признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлечениях (ст. 31 п. 1); признают право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью. (ст. 32 п. 1)

Следует отметить, что Конвенция выдвигает требования к образовательным процессам (ст. 29), которые должны быть направлены на: развитие личности; на воспитание уважения к родителям; на подготовку ребенка к сознательной жизни; на воспитание уважения к окружающей природе.

В статье 42 говорится о том, что государственные и учебно-воспитательные структуры обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции. Именно школа в силу своей близости к семье может и должна стать важным элементом в системе контроля прав школьников, представленных Конвенцией.

✅ Как защищаются права несовершеннолетних в РФ

В случае нарушения своих прав и законных интересов ребенок может принимать определенные меры в целях их защиты. Он вправе пожаловаться на своих родителей, которые не выполняют свои обязанности или выполняют их ненадлежащим образом, нарушают его законные интересы, злоупотребляют доверием.

Семейное законодательство обязывает граждан и уполномоченные лица обратиться в контролирующие инстанции, если им стало известно о нарушении прав ребенка (в особенности, если есть угроза жизни и здоровью). Сообщить о жестоком обращении могут соседи, близкие родственники, школьный учитель и пр.

Если кому-то стало известно о совершенном преступлении в отношении ребенка, то он может позвонить по телефонной линии «Ребенок в опасности», которая организована во всех регионах, или по бесплатному телефону.

Пожаловаться на нерадивых родителей также можно:

  • в судебные инстанции (сам ребенок вправе сделать это с 14 лет);
  • в органы опеки и попечительства по месту жительства;
  • в прокуратуру или полицию;
  • уполномоченному по правам ребенка;
  • в общественные правозащитные организации.

В органах опеки обязаны принять меры по результатам обращения и навестить семью. При необходимости сотрудники обращаются за помощью к полиции.

При обращении в суд ребенок в возрасте 14-18 лет может самостоятельно защищать свои интересы. Несовершеннолетние освобождены от уплаты госпошлины при подаче искового заявления. На основании ст. 23, 24 Гражданского процессуального кодекса дела по защите прав и интересов детей входят в подсудность мировых и районных судов. В частности, в юрисдикцию мирового суда входит рассмотрение дел об оспаривании отцовства, ограничении родительских прав, усыновлении и пр.

Для подачи жалобы на родителей нужно подать заявление и изложить факты нарушения прав несовершеннолетних. Образец заявления о лишении родительских прав обоих родителей можно скачать по ссылке.

Реализация Конвенции о правах ребенка в Российском законодательстве

Основные положения Конвенции о правах ребенка вошли в российское законодательство. Основные права и свободы человека зафиксированы в Конституции РФ. Конституционные нормы конкретизированы в отношении ребенка в Семейном кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, в законе «Об образовании», «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», федеральных законах «Об общественных объединениях», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации, согласно которым, главные защитники прав ребенка – родители.

Но родители не всесильны, им трудно обойтись без помощи государства. Значит следующий защитник прав детей – это государство, которое сообща с родителями должны обеспечивать и защищать все права детей.

О своих обязанностях по отношению к детям должны знать и помнить все взрослые. Но этого мало. Важно, чтобы свои права знали и умели защитить сами юные граждане Российской Федерации.

Ответственность за нарушение прав ребенка

Посягнувшие на законные права малолетних подвергаются дисциплинарной, административной, уголовной ответственности.

Родителей, лиц их заменяющих привлекают к наказанию в случае:

  1. Отказа воспитывать и содержать ребенка.
  2. Применения жестоких наказаний.
  3. Систематических нарушений прав малолетнего.
  4. Не желания забрать малыша из родильного дома, больницы.
  5. Пристрастия к алкоголю и психотропным средствам.
  6. Совершения противоправного деяния направленного против жизни и здоровья детей или супруга.

Для нарушений, указанных в п. 1, 3, 4 в начале предназначается административное пресечение в виде денежного взыскания в размере от 100 до 500 рублей. В отсутствии изменений органы опеки и попечительства возбуждают процесс о лишении родителей прав на их детей или прекращении усыновления.

Если мать с отцом, или кто-то из них умышленно мешают реализации ребенком правоспособности на взаимообщение с членами семьи, скрывают прерывание малолетнего, противятся судебному определению о месте проживания малыша, виновные подвергаются пене в размере от 2000 до 3000 рублей. При повторном деянии наказание увеличивается с 4000 до 5000 рублей или заменяется на арест, длительностью в 5 суток.

К ответу по нормам уголовного закона мать с отцом призываются при:

  1. Применении к ребенку мер физического воздействия. Карается:
    • взысканием до 100000 рублей, или суммой заработка в течение года;
    • дисциплинарной повинностью до 400 часов;
    • принудительными работами в течение 2-х лет.
  2. Втягивании малыша в зависимость от алкоголя, наркотиков, психотропных веществ:
    • ограничение свободы от 2 до 4 лет;
    • арест на 4-6 месяцев.
  3. Ввязывании детей в совершение противоправных действий:
    • тюремное заключение на срок до 6 лет, с ограничиванием свободы до 2-х лет или без оного;
    • сопровождаемое насилием и угрозами – лишением свободы от 2-х до 7 лет, с ограничением свободы до 2-х лет или без такового;
    • в преступление, совершаемое несколькими лицами, или носящее тяжкий, или особо тяжкий характер – тюремное заключение от 5 до 8 лет.
Читайте также:  Статья 209 ТК РФ. Основные понятия (действующая редакция)

При совершении вышеперечисленных поступков возбуждается процесс о лишении родительских прав.

Всякий малыш – самостоятельная личность, основа будущего современного правового общества. Определить какие права имеются у ребенка в семье, защищать их реализацию от любого посягательства – первостепенная задача не только родителей, но государства в целом.

Право ребенка на защиту.

Согласно закону «защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями». Родители — это законные представители своих детей, наделенные правом (и обязанностью) выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах. То есть отец и мать, руководствуясь законом, обязаны защищать права детей в самых разных жизненных ситуациях, охранять их интересы в повседневной жизни.

Семейный кодекс защищает ребенка от злоупотреблений со стороны родителей (или других лиц, уполномоченных законом отвечать за его воспитание), в том числе в судебном порядке, если он достиг 14-летнего возраста.

В случае угрозы жизни и здоровью ребенка, нарушения его прав и законных интересов в семье граждане или должностные лица любых учреждений и организаций (детских садов, школ, поликлиник, больниц и т.д.), которым стали известны эти факты, обязаны сообщить о них в орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка. Вышеупомянутые органы в рамках своих полномочий должны принять соответствующие меры.

С момента рождения ребенок приобретает данное право. Имя включает в себя фамилию, собственно имя и отчество, если иное не вытекает из закона или национального обычая. Семейный кодекс РФ определяет порядок присвоения ребенку имени, отчества и фамилии. Имя дается по соглашению родителей, а отчество — по имени отца. Фамилия ребенку дается по фамилии родителей; в случае если фамилии родителей разные — по соглашению родителей, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ. Возникающие между родителями разногласия по поводу фамилии или имени детей (при разных фамилиях родителей) решаются органами опеки и попечительства.

В случае неустановленного отцовства имя ребенку дается по желанию матери, отчество — по имени лица, записанного в актовой записи о рождении ребенка в качестве его отца, а фамилия — по фамилии матери.

По совместной просьбе родителей имя и фамилия ребенка (при разных фамилиях родителей) могут быть изменены органами опеки и попечительства исходя из интересов ребенка до достижения им 14 лет. Причинами этого могут быть неудачное сочетание имени и отчества, трудности произношения последних и др. По достижении ребенком десятилетнего возраста изменение имени и фамилии возможно лишь с его согласия.

Если родители проживают раздельно (причины не имеют значения), тот из них, с которым ребенок проживает постоянно, имеет право просить о присвоении ребенку своей фамилии, которую заявитель носит на момент обращения (добрачную, по второму браку). Исходя из интересов ребенка и только с его согласия вопрос решается органом опеки и попечительства при условии достижения им десятилетнего возраста. Что касается мнения другого родителя, оно обязательно учитывается, однако для принятия окончательного решения о перемене фамилии ребенку не является решающим. Как уже было сказано, изменение фамилии ребенка производится исключительно в его интересах.

Приведем пример.
Ребенок, носящий фамилию отца, проживает с матерью, ее новым мужем и детьми от повторного брака (у всех другая фамилия). Отец возражает против изменения фамилии, что, безусловно, отражается на интересах ребенка, оказавшегося в затруднительном положении — ему приходится отвечать (в школе, во дворе и т.д.) на мучительные для него вопросы по поводу разных фамилий членов семьи.

Имущественные права ребенка

Ваша обязанность содержать ваших детей – это и право ребенка на обеспечение его потребностей. Конечно, все потребности, которые он может заявить, удовлетворять необязательно, особенно если семейный бюджет довольно ограниченный. Но ваш ребенок должен быть нормально обут и одет, должен получать от вас хорошее питание, возможность посещать детский сад или школу, что тоже сопряжено с финансовыми расходами, и порой немалыми.

Обеспечив его лекарствами в случае болезни, игрушками, книгами, развивающими играми, вы выполняете свои обязанности и осуществляете его права.

Кроме того, ваш ребенок имеет право распоряжаться своим имуществом в тех случаях, если это не во вред его интересам и с вашего разрешения.

Если он работал в летние каникулы, или получает стипендию по месту учебы, он имеет право тратить эти деньги по своему усмотрению.

Если ваш ребенок получил наследство или часть вашего наследства принадлежит ему, то вы имеете право распоряжаться им до его совершеннолетия и только в его интересах. Вопросы о продаже, дарении и других видах распоряжения имуществом ребенка, кроме его личных вещей, игрушек и прочих принадлежностей, решаются чрез органы опеки.

Вы должны разъяснить вашему сыну или дочери, какие права у ребенка в семье, и какие обязанности он должен выполнять.

Право на выражение собственного мнения

В статье 57 СК РФ описано право ребенка на выражение собственного мнения. Согласно данному постановлению, дети могут высказывать устно, письменно или в другой доступной им форме личные мысли по поводу любого вопроса, который затрагивает их интересы.

Права ребенка состоят и в том, что их мнение может быть заслушано и принято во внимание судом в ходе разного рода заседаний. Как только несовершеннолетнему лицу исполняется 10 лет, учет его позиции обязателен. За исключением случаев, когда нарушаются интересы ребенка.

В частности, суд или органы опеки могут принять решение только с согласия детей старше 10-ти лет в вопросах:

  • смены имени/фамилии;

  • восстановления родительских прав;

  • усыновления (удочерения);

  • изменение ФИО приемного ребенка при оформлении или при отмене усыновления;

  • записи приемной семьи в качестве матери и (или) отца;

  • назначение опекуна ребенку.

Права детей в семье и социуме на выражение собственного мнения согласно Конвенции ООН дается ребенку независимо от его возраста. Считается, что дети вправе высказываться по вопросам, касающихся их интересов, с того момента, как они становятся способными сформулировать свои мысли.

Право и правовой статус подростка

По «Толковому словарю современного русского языка» Дмитрия Николаевича Ушакова: «Право — это совокупность общеобязательных правил поведения, норм, установленных или санкционированных государством». Соблюдение этих норм обеспечивается принудительной силой государства.

Юридическое право дифференцировано по отраслям: семейное, гражданское, уголовное и другие.

Право — это совокупность установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

Правовой статус ребенка — его права, обязанности и ответственность от рождения до достижения совершеннолетия. Законными представителями ребенка при осуществлении им своих прав являются родители или лица, их заменяющие.

Что молодые люди знают о своих правах, ответственности перед законом? Известный французский писатель Оноре де Бальзак о. Замечание это актуально и по сей день, особенно по отношению к молодежи. Далеко не каждый ребенок может сказать, как он в случае необходимости защитит себя от чьих-либо неправомерных действий.

Читайте также:  Единое пособие с 1 января 2023 года в Хабаровском крае

Впервые подросток рассматривается не как объект правовой деятельности, за которого все решают взрослые, но и как субъект, имеющий собственные интересы и взгляды.

Многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта правопослушного поведения, правовой компетентности.

Рассмотрим несколько определений «прав человека»:

С. Сироткин в своей работе «Старшеклассникам о праве и правах человека» ссылается на следующее определение «прав человека» – это признаваемые обществом и международным сообществом определённые реальные социальные возможности для отдельных лиц, их объединений по удовлетворению ими своих естественных и социальных потребностей и соответствующих притязаний, гарантии которых обеспечивают достойное и справедливое, свободное и ответственное развитие и активное участие личности в многообразных общественных, в том числе правовых отношениях».

«Право – внешняя свобода, представленная и ограниченная нормой».

Данные определения отражают главную суть: права человека – инструмент, который позволяет противостоять давлению, насилию и это механизм, который не позволяет государству «проглотить» каждого отдельного человека.

Мы можем сказать, что права человека – это способ разрешения неизбежно возникающих в обществе конфликтов, это те правила отношений, которые обязательны и для государства и для отдельной личности.

Методическая разработка по теме: Педагогический проект в ДОУ «Мои права и обязанности»

Педагогический проект

«Мои права и обязанности»

Детство есть та великая пора жизни, когда кладется основание всему будущему нравственному человеку. (Николай Шелгунов)

Детству следует оказывать величайшее уважение.

( Ювенал – римский поэт и философ I в. н.э.)

Закон – это то, что не мешает, а помогает гражданину жить, поэтому детям нужно знать свои права и обязанности.

Актуальность темы.

Актуальность темы «Мои права и обязанности» заключается в необходимости разъяснения правового статуса личности ребенка, так как они, обладая всеми основными правами и свободами человека, требуют по отношению к себе особой правовой защиты. Дети имеют меньше возможности для защиты своих прав, чем взрослые люди. У ребенка нет физической, психологической зрелости. Дети отличаются зависимостью от опеки взрослых. Поэтому и права детей в чем-то глубже, шире, значительнее, «заботливее», чем права взрослого. Ребенок нуждается в любви и понимании. Общество обязало осуществлять особую заботу о детях. Ребенок приходит в этот мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь, здоровье, будущее, целиком зависит от мира на земле, от родителей, от действий других взрослых людей. Ребенок верит в их любовь и доброе отношение и очень надеется на их защиту. Проблема защиты прав детей существует во всем мире. Права ребенка, юридически ему предоставленные, далеко не в полном объеме и не на всех детей в равной мере реализуются. Во многих семьях наблюдаются ущемления прав ребенка, жестокое обращение родителей к детям.

Очень важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от различных негативных последствий, ведь в слабых руках ребенка наше будущее.

Правовое воспитание дошкольника начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Только уважающий себя и свои права человек, способен по- настоящему уважать других людей и их права.

Реализация проекта осуществляется в рамках основной общеобразовательной программы дошкольного воспитания «От рождения до школы» под редакцией Н. Е.Веракса, Т. С.Комаровой, М. А. Васильевой с учетом Федеральных государственных требований.

Проект соответствует ведущим целям программы
«От рождения до школы»:

  • Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства
  • Формирование основ базовой культуры личности
  • Всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями
  • Подготовка к жизни в современном обществе
  • Обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника
  • В проекте интегрированы все образовательные области.
  • Особое внимание уделяется коррекционной работе, а именно профилактике детского неблагополучия.
  • Основную роль в проекте занимает система взаимодействия «Дети-родители-педагоги».
  • Материал по правовому воспитанию подается в доступной игровой форме.

Вид проекта: Информационный межгрупповой проект с участием родителей

Задачи проекта:

1. Формировать у детей представления о правах человека воспитывать уважение к общечеловеческим ценностям;

2. развивать коммуникативные навыки;

3. развивать эмоциональную отзывчивость.

4. Развивать я-сознание ребенка, свободу самовыражения и самопрезентации.

5. Реализовать модель информационно-просветительской работы по проблеме

обучения и реализации прав ребенка в ДОУ, семье.

6. Сформировать модель единого культурного пространства «Ребенок – Семья — Социум».

Длительность проекта рассчитана на 1 учебный год.

Цели взаимодействия с родителями

  • ознакомить родителей с Конвенцией о правах ребенка и приобщить к основам правовой культуры;
  • развивать активность родителей в совместном с воспитателями воспитании детей;
  • выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей, определить их влияние на ребенка;
  • знакомство родителей со смыслом и сутью обучения и воспитания детей на ненасильственной основе, разъяснение различных подходов к ребенку;
  • разъяснение Конвенции о правах ребенка как документа социально-нравственного значения;

Цели работы с воспитанниками

  • дать детям элементарные знания и представления о международном документе по защите прав ребенка;
  • обратить внимание детей к миру другого человека, показать ценности каждого человека, как личности;
  • научить ребенка позитивно относится к себе, видеть в себе разнообразные качества, осознавать их на доступном для их возраста уровне, учить адекватно оценивать результаты деятельности, свои умения и свойства личности;
  • приобщать детей к основам правовой культуры;
  • формировать умение взаимодействовать и сотрудничать в процессе коллективной работы;
  • развивать воображение и игровое творчество.

Права несовершеннолетних детей

Детьми считаются лица, возраст которых не достиг 18 лет. Именно на эту категорию граждан и распространяется действие законодательства в области прав ребенка. Каждый маленький житель вправе быть членом семьи и воспитываться в кругу любящих родственников (ст. 54 Семейного кодекса РФ), на общение с которыми не должно быть никакого запрета (ст. 55 СК РФ). Привычное для всех наличие имени и фамилии у каждого человека также относится к интересам ребенка (ст. 58 СК РФ). Каждый человек представляет собой отдельную личность, а поэтому все, включая детей, могут иметь личное мнение (ст. 57 СК РФ). Также дети имеют имущественные права и, конечно же, могут претендовать на защиту всех своих законных интересов (ст. 56, ст. 60 СК РФ).

В некоторых семьях интересы детей существенно нарушаются. В таких случаях законодательством предусмотрено право детей на защиту (ст. 56 СК РФ). Его имеют не только дети, воспитанием которых занимаются родители, но и те несовершеннолетние лица, за которых отвечают усыновители или опекуны.

Несовершеннолетние граждане должны быть защищены от таких неправомерных действий:

  • унижение достоинства;
  • насильственное обращение;
  • халатное отношение к его воспитанию;
  • использование детского труда, что пагубно отражается на здоровье ребенка;
  • привлечение к распитию спиртных напитков и употреблению наркотических веществ;
  • развращение несовершеннолетних;
  • другие действие по отношению к ребенку, которые нарушают его права и интересы.

Если ребенок страдает от неправомерных действий своих родителей или опекунов, он может самостоятельно обратиться в орган опеки и попечительства с жалобой на них.

Права и обязанности ребенка

Ребенком считается человек в возрасте до восемнадцати лет. С восемнадцати лет человек считается взрослым.

Читайте также:  Минимальный размер пенсии по потере кормильца в 2023 году по регионам

У детей, как и у взрослых, есть свои права и обязанности.

Права — это установленные и охраняемые государством нормы и правила. Государство устанавливает для своих граждан возможность пользования различными благами. Например, получать бесплатную медицинскую помощь, образование, отдыхать.

Обязанности — это определенный круг действий, обязательных для выполнения. Для ребенка — это, например, обязанность уважать и почитать взрослых.

  • Ребенок от момента рождения до 6 лет имеет
  • ПРАВО
  • · на имя, отчество, фамилию;
  • · знать своих родителей, жить и воспитываться в семье (если это не противоречит интересам ребенка);
  • · на гражданство;
  • · на заботу и воспитание родителями (или лицами, их заменяющими);
  • · на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства;
  • · выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы;
  • · на защиту своих прав и законных интересов родителями (лицами, их замещающими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом;
  • · иметь на праве собственности имущество (полученное в дар или в наследство, а также приобретенное на средства ребенка);
  • · на самостоятельное обращение в орган опеки и попе­чительства за защитой своих прав.
  • ОБЯЗАННОСТИ
  • · слушаться родителей и лиц, их заменяющих;
  • · принимать их заботу и воспитание, за исключением случаев пренебрежительного, жестокого, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения, оскорбления или эксплуатации;
  • · соблюдать правила поведения, установленные в воспитательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
  • По мере взросления ребенок приобретает все новые права, которые остаются с ним, пока он не станет взрослым и получит всю полноту прав и обязанностей.
  • С 6 лет добавляются
  • ПРАВА
  • · самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки (купить мороженое, поменяться с друзьями игрушками);

· совершать сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие нотариального удостоверения или государственной регистрации (можно принять практически любой подарок, кроме квартиры и автомобиля и т.д.);

· сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного распоряжения. Например, самостоятельно распоряжаться деньгами, которые дали родители (если родители дали деньги на игрушки или мо­роженое, то можно самостоятельно решить, купить их или положить деньги в копилку).

  1. ОБЯЗАННОСТИ
  2. · слушаться родителей и лиц, их заменяющих, принимать их заботу и внимание (за исключением случаев пренебрежительного, грубого, унижающего человеческое достоинство обращения или оскорбления);
  3. · получить основное общее образование (9 классов);
  4. · соблюдать правила поведения, установленные в вос­питательных и образовательных учреждениях, дома и в общественных местах.
  5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  6. · перед преподавателями, администрацией учебного заведения;
  7. · за совершение общественно опасных действий, бродяжничество, уклонение от учебы, пьянство — вплоть до направления комиссией по делам несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения.

Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам, совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.

  • С 8 лет добавляются
  • ПРАВА
  • — на участие в детском общественном объединении.
  • ОБЯЗАННОСТИ
  • соблюдать устав школы и правила детского общественного объединения.
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • перед детским общественным объединением и его участниками.
  • С 10 лет добавляются
  • ПРАВА
  • · на учет мнения ребенка при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы (ст. 57 Семейного кодекса Российской Федерации, далее — СК РФ);
  • · быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

· давать согласие на изменение своего имени и фамилии (ст. 59, 134 СК РФ), на восстановление в родительских правах кровных родителей (ст. 72 СК РФ), на усыновление или передачу в приемную семью (ст. 132 СК РФ).

  1. · С 14 лет добавляются
  2. ПРАВА
  3. · самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав в определенных случаях (ст. 56 СК РФ);
  4. · требовать отмены усыновления (ст. 142 СК РФ);

· давать согласие на изменение своего гражданства (глава 5 Федерального Закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»);

  • · требовать установления отцовства в отношении свое­го ребенка в судебном порядке (ст. 62 СК РФ);
  • работать (работники в возрасте до шестнадцати лет) не более 24 часов в неделю. Продолжительность рабочего времени лиц в возрасте до восемнадцати лет, получающих общее образование или среднее профессиональное образование и совмещающих в течение учебного года получение образования с работой, не может превышать половины
  • · данной нормы (ст. 92 Трудового кодекса Российской Федерации, далее — ТК РФ);
  • · заключать любые сделки с согласия родителей, (лиц, их заменяющих);
  • · самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;
  • · самостоятельно осуществлять права автора произведений науки, литературы или изобретения, или другого результата своей интеллектуальной деятельности;
  • · вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими (ст. 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее — ГК РФ);
  • · управлять велосипедом при движении по дорогам, учиться вождению мотоцикла;
  • · участвовать в молодежном общественном объединении.
  • ОБЯЗАННОСТИ
  • · получить паспорт гражданина Российской Федерации (п. 1 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации);
  • · выполнять трудовые обязанности в соответствии с ус­ловиями контракта, правилами учебного и трудового распорядка и трудовым законодательством;
  • · соблюдать устав школы, правила молодежного общественного объединения.
  • ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
  • · исключение из школы за совершение правонарушений, в том числе грубые и неоднократные нарушения устава школы;
  • · самостоятельная имущественная ответственность по заключенным сделкам;
  • · возмещение причиненного вреда;
  • · ответственность за нарушение трудовой дисциплины;

· уголовная ответственность за отдельные виды преступлений (лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство, умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, кражу, грабеж, разбой, вымогательство, неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения, умышленные уничтожение или повреждение имущества, террористический акт, вандализм, хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств и т.д. — ст. 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, далее — УК РФ).

Каждый ребенок может выражать собственное мнение

Ребенок всегда вправе иметь собственное мнение по любому вопросу, который касается его. В семье многие вопросы касаются детей, и каждый из них — это полноправный член семьи. Причем мнение ребенка не только принимается к сведению, но и в некоторых случаях фиксируется юридически.

Самый яркий пример — это продажа семьей квартиры. Как известно, за ребенком в жилье закреплено определенное количество квадратных метров. Для того чтобы сделка состоялась, должно быть разрешение органа опеки и попечительства. Эти структуры должны следить за соблюдением интересов детей. До того как ребенку исполнится 10 лет, социальные службы принимают решение самостоятельно. Но после достижения им этого возраста даже эти службы обязаны учитывать мнение ребенка, который может и не согласиться на продажу квартиры. Родителям в таком случае придется договариваться с ребенком, предлагая ему какие-то лучшие варианты.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *