Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как воспользоваться программой «Земский учитель»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы сподвигнуть юных профессионалов к переезду из города в село, Президент РФ выразил инициативу в создании программы «Сельский учитель». Государственный бюджет выплачивает учителям, которые выбирают местом работы маленькие города и сёла, компенсацию.
Программа «Земский учитель» 2023: как это будет действовать в России
«Земский учитель» — это программа поддержки сельских учителей, которая начала работать с начала 2020 года. Суть ее состоит в том, что педагогам за переезд в сельскую местность и трудоустройство там полагается 1 миллион рублей, а в Дальневосточном федеральном округе — 2 миллиона. С этих денег не нужно платить налоги, а потратить их можно на любые цели.
За почти год реализации проекта сформировалась определенная картина о том, насколько эффективно он работает. Надо сказать, что отзывы о программе «Земский учитель» довольно противоречивые.
- С одной стороны, для педагогов по призванию, которые искренне живут своей профессией и готовы «поднимать целину», это хорошее поощрение, особенно вкупе с различными местными мерами поддержки.
- С другой стороны, недостаточно развитая инфраструктура, как в культурной, так и в бытовой сфере, отталкивает многих потенциальных участников программы. Иными словами, к проблеме нехватки учителей в сельской местности важно подходить комплексно, одни только субсидии не решат ее глобально.
Достоинства программы «Земский учитель» для педагогов
Помимо выплаты в один миллион рублей, учителя ждет:
- Компенсационные выплаты за переезд и перевозку личных вещей и мебели;
- Получение зарплаты даже во время переезда;
- С момента заключения договора и на протяжении трех лет получение ежемесячной суммы, обозначаемой как «подъемные»;
- Полная оплата всех необходимых учебных материалов;
- Льгота на проезд по месту жительства и пригороду в размере 50 процентов;
- Отказ от выплаты в 1 млн. руб. в пользу льготной ипотеки.
Педагоги, получившие государственную помощь в размере миллиона рублей, могут потратить деньги на:
- Выплату ипотеки;
- Покупку квартиры;
- Строительство дома.
Что это за программа «Земский учитель»
Проект субсидируется из государственной казны. Базой является договор Министерства Просвещения РФ и регионов, а также трудовое соглашение с образовательными учреждениями.
Претенденты отбираются на конкурсной основе. Призёр одерживает разовую социальную выплату в размере 1 млн рублей, в Дальневосточном регионе сумма составляет 2 млн рублей. На какую цель будет направлена сумма, зависит от желания участника. Она может быть израсходована на любые задачи по усмотрению победителя.
Проект выполняется согласно указу Правительства РФ от 26 декабря 2017 года закреплённого программой «Развитие образования» № 1642. Условия закреплены Дополнением № 23.
Согласно указу Правительства № 367, подписанного в марте 2021 года, проект «Земский учитель» продлили до 2023 года. Также были внесены некоторые поправки в правила предоставления льготы.
Необходимость устранения проблем в рассматриваемой области была упомянута Путиным в рамках послания Федсобранию РФ (февраль 2019 года). Предложено разработать специальную программу государственной поддержки. В качестве примера упомянут действующий проект «земский доктор». Правительству поручено внедрить действующий механизм финансирования в 2020.
Единственный утвержденный нормативный документ по состоянию на осень 2019 г. – Постановление Правительства РФ № 1430 «О внесении изменений в программу «Развитие образования» от 09.11. 2019. Уточняющая информация приведена в тематическом письме Министерства просвещения № 135-13/08 от 27.09.2019. Сведения, представленные ниже, базируются на опубликованных материалах.
Исходные требования изложены в поручениях:
- Президента РФ – № Пр-294 от 27.02.2019;
- Председателя Правительства – №ДМ-П13-1511 от 28.02.2019.
Кто может претендовать на участие
Проект рассчитан, прежде всего, на специалистов в области образования и здравоохранения. Именно врачей и учителей более всего не хватает в селах и деревнях. Впрочем, и другие кадры, обладающие профессиональной подготовкой в социальной сфере, также весьма востребованы.
Однако не каждый потенциальный работник может получить поддержку от государства в рамках программы. Потребуется соответствовать следующим критериям:
- обладать дипломом, соответствующим искомой должности либо быть студеном последнего курса Вуза;
- возраст потенциального участника не должен превышать порог в 35 лет (образование не обязательно должно быть первым);
- у гражданина должно быть документальное подтверждение того факта, что у него в собственности отсутствует жилье (документ можно без труда оформить в местной администрации).
Условия программы «Земский учитель»
Чтобы участвовать в проекте «Земский учитель», понадобится соблюсти такие правила:
- педагог должен пойти работать в деревню или городок с небольшой численностью населения;
- желаемое учебное заведение должно находиться не ближе 100 километров от места проживания в данный момент. Это сделали, чтобы педагог не уволился из своего учебного заведения и не перевелся в соседнее;
- земскому учителю должно быть не больше 55 лет;
- у учителя должно быть педагогическое образование. Иногда в определенных регионах по правилам проекта «Земский учитель» преподаватель может быть с незаконченным педагогическим образованием, но надо окончить хотя бы три курса;
- по правилам участник конкурса должен работать в провинциальном учебном заведении не меньше пяти лет;
- по правилам программы «Земский учитель» в 2022 году нагрузка у педагога должна быть не меньше восемнадцати часов еженедельно.
Плюсы ипотеки для учителей и подводные камни
Главным преимуществом использования программы господдержки выступает существенная экономия денежных средств. Уменьшение процентной ставки или получение субсидии на закрытие обязательств позволят снизить размер ежемесячных платежей или избавят от необходимости самостоятельно предоставлять первоначальный взнос. Однако использование льготных предложений связано с рядом подводных камней. Желая получить помощь по ипотеке от государства в 2022 году, учитель должен помнить о следующих недостатках:
- необходимо полностью удовлетворять требования выбранной госпрограммы;
- выбор финансовых организаций для получения в долг будет существенно ограничен;
- может быть установлено требование по отработке определенного количества времени в бюджетной организации;
- иногда возникает потребность в возврате субсидии;
- чтобы принять участие в региональных программах, необходимо нуждаться в улучшении жилищных условий.
Что это за программа, ее история
Понятие «земский учитель» происходит от времен появления земских школ, когда учителя переезжали из городов в села при Александре II. Земские школы финансировались органом местного самоуправления – земством, которое и определяло, сколько учителей нужно школам. Как следует из литературных источников, в села ехали представители двух социальных групп – идеалисты, которые хотели «сеять разумное, доброе, вечное», и те, у кого было не очень хорошо с деньгами.
Было что-то похожее и в советское время, когда выпускников педагогических институтов распределяли на работу, и часто именно в село. Кстати, в некоторых райцентрах были даже свои пединституты, «заточенные» под выпускников местных и сельских школ – отучившись, они возвращались обратно и работали в своих же селах.
В 90-е система стала давать сбои: обязательной работы по распределению не стало, а пединституты стали университетами. Престиж учительской профессии стабильно падал, как и их зарплаты в реальном выражении. Сейчас из выпускников педагогических вузов в школы идут работать очень немногие – и даже из них некоторые не выдерживают и увольняются.
Что это за программа, ее история
Понятие «земский учитель» происходит от времен появления земских школ, когда учителя переезжали из городов в села при Александре II. Земские школы финансировались органом местного самоуправления – земством, которое и определяло, сколько учителей нужно школам. Как следует из литературных источников, в села ехали представители двух социальных групп – идеалисты, которые хотели «сеять разумное, доброе, вечное», и те, у кого было не очень хорошо с деньгами.
Было что-то похожее и в советское время, когда выпускников педагогических институтов распределяли на работу, и часто именно в село. Кстати, в некоторых райцентрах были даже свои пединституты, «заточенные» под выпускников местных и сельских школ – отучившись, они возвращались обратно и работали в своих же селах.
В 90-е система стала давать сбои: обязательной работы по распределению не стало, а пединституты стали университетами. Престиж учительской профессии стабильно падал, как и их зарплаты в реальном выражении. Сейчас из выпускников педагогических вузов в школы идут работать очень немногие – и даже из них некоторые не выдерживают и увольняются.
Статус «молодого специалиста»
Данный термин встречается в федеральном законодательстве всего 1 раз — в ст. 70 ТК. Однако этот нормативный акт не конкретизирует, кого следует причислять к данной категории.
Вместе с тем на уровне региональных норм можно проследить условия получения льготного статуса молодого специалиста, а именно:
- Возраст: до 30-35 лет (зависит от региона и профессий).
- Образование: ВУЗ / СУЗ (дневное отделение) с государственной аккредитацией. На господдержку могут рассчитывать только студенты-бюджетники.
- Трудоустройство: в бюджетную организацию в течение 1 года с момента получения диплома. Если выпускник трудоустроился в частную компанию, то на привилегии ему не стоит рассчитывать.
Статус молодого специалиста присваивается человеку всего 1 раз и на 3 года. Срок может быть продлён до 6 лет по причине декретного отпуска или призыва в ряды российской армии.
Льготы учителям в 2022 году: в городе и в сельской местности, какие положены и как получить, законы и документы
- Основные права, обязанности и льготы педагогических работников образовательных учреждений регулируются Федеральным законом «Об образовании в РФ».
- В частности, в документе описано, какие льготы предусмотрены для учителей в городе, в селе.
- Перечислим основные моменты:
- Надбавка к заработной плате за категорию, которая присваивается по итогам аттестации педагогического работника. Размер надбавки регулируется локальными нормативными актами.
- Право на сокращенную продолжительность рабочего времени.
В соответствии с приказом Минобрнауки № 1601 вплоть до 20 часов для учителей — логопедов и дефектологов.
- Право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности (не реже одного раза в три года).
- Удлиненный основной ежегодный оплачиваемый отпуск.
Его размер может составлять до 56 дней для отдельных категорий работников, например для профессорско-преподавательского состава в вузах и ссузах (Постановление Правительства от 14.05.
2015 № 466);
- Длительный дополнительный отпуск сроком до года не реже, чем один раз в десять лет непрерывной педагогической деятельности
- Право на досрочное назначение страховой пенсии по старости после 25 лет осуществления педагогической деятельности;
- Предоставление нуждающимся педагогическим работникам жилых помещений вне очереди в рамках договора социального найма.
- Установлено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения для педагогов, работающих в селах и поселках. В соответствии с Постановлением Правительства от 26.10.2013 года, её сумма составляет 1200 рублей. Финансирование осуществляется из федерального или регионального бюджета, в зависимости от принадлежности образовательной организации, в которой работает педагог. Регионы могут увеличивать указанную сумму по своему усмотрению.
- Установлены гарантии и компенсации для педагогов, участвующих в проведении государственной итоговой аттестации.
Законодатель оставил возможность регионам устанавливать собственные льготы педагогическим работникам. В частности для привлечения выпускников СПО и ВУЗов к педагогической деятельности. Нюансы местного законодательства узнавайте в администрации области или района. На государственном уровне не предусмотрено каких либо льгот или особых условий ипотечного кредитования для приобретение жилья работниками образовательных учреждений. Но многие региональные власти установили свои особые условия для такой категории граждан. В частности, в Московской области существует программа, по которой учителю оплачивается 100% стоимости приобретаемого жилья, гражданину остаётся выплатить начисленные проценты за 10 лет. Такая программа осуществляется при поддержке АИЖК. В Пермском крае нуждающимся работникам образовательных учреждений деревней и сел предоставляется дом с приусадебным участком. В Ростовской области сельским учителям компенсируется 100% услуг ЖКХ.
Последние новости программы «Земский учитель» касаются готовности регионов к реализации проекта, ведь именно в их бюджетах должны быть заложены необходимые для этого финансы. Так, на прошедшем 24 ноября съезде парии «Единая Россия» губернатор Кубани Вениамин Кондратьев заявил о планах привлечь в сельскую местность своего региона не менее сотни педагогов. Такую же цифру озвучили и в Кузбассе.
ДЛЯ СПРАВКИ
Тем временем в Дагестане программа уже функционирует в пилотном режиме с 1 июля этого года. За это время заявки на участие подали 38 учителей, в то время как потребность в них в сельских школах составляет 249 человек.
Теперь законодателям предстоит продумать, как удержать специалиста в селе по истечении трудового договора. Именно эта проблема осложнила реализацию в регионах программы «Земский доктор». По результатам опросов, специалисты считают важными условиями для переезда в сельскую местность на длительный срок не только обеспечение жильём, но и общий подъём уровня жизни в малых населённых пунктах, создание новых предприятий, эффективного транспортного сообщения и достойной социальной инфраструктуры.
Какую недвижимость можно приобрести
После принятия решения о выдаче субсидии органом исполнительной власти, молодой специалист занимается поиском подходящей недвижимости. Согласно программе в большинстве регионов выделенные денежные средства можно направить на:
- приобретение жилья на вторичном рынке недвижимости (денежные средства поступают на счет продавцу);
- строительства дома по договору подряда (денежные средства поступают подрядчику на основании договора подряда);
- участие в долевом строительстве жилья (денежные средства поступают застройщику, на основании договора о долевом строительстве жилья);
- самостоятельное возведение жилого дома (денежные средства поступают продавцу строительных материалов по договору купли-продажи).
Денежные средства переводятся на банковский счет, напрямую молодому специалисту они не поступают.
Программы для молодых специалистов в 2020 году
Миллионы молодых специалистов окончивших вузы не так давно не могут найти работу в мегаполисах и вынуждены влачить жалкое существование или работать не по специальности. Большие мечты талантливой, перспективной, энергичной молодежи разбиваются о нехватку рабочих мест и жилищные проблемы. Эти проблемы возникли не за один день, а существовали всегда, но сегодня начали приобретать наиболее острые формы. Возникает уже до боли знакомый вопрос: что делать, и кто виноват
Первой и важной ступенькой при решении проблемы является трудоустройство молодежи с целью мотивировать и стимулировать их активную деятельность в тех уголках страны, где в помощи таких специалистов особенно есть нужда, а это, прежде всего, сельская местность
Для того чтобы стать участником программы молодой учитель, молодым людям необходимо собрать список необходимых документов (весь перечень находится в местных органах самоуправления) и подать заявку на участие. После того как участник программы утвержден, ему выдается сертификат на получение субсидии.
О привлечении специалистов в села России
Решением, которое позволяет избавиться сразу от двух проблем – нехватка профессионалов в селах и отсутствие рабочих мест для молодых специалистов – стало привлечение выпускников ВУЗов в сельскую местность с целью их трудоустройства. Государство уверено, что активная и энергичная молодежь резко увеличит престиж проживания в сельской местности России.
Помимо удобного трудоустройства, предполагается также вести активную застройку и улучшение условий жизни в селах. В связи с этим проводятся:
- ремонтные работы по устранению ветхих и аварийных построек в селах;
- строительство новых домов по современным стандартам;
- улучшение инфраструктур сел – увеличение количества больниц, поликлиник, школ и детских садов;
- культурные мероприятия, призванные разнообразить и обогатить культурную жизнь поселков.
Все эти меры имеют своей целью улучшить условия проживания в поселках, повысить их престиж и помочь их населению, в частности молодым специалистам.
Федеральная целевая программа направлена на финансовую поддержку молодых людей, получивших высшее образование. Им предоставляются льготы, субсидии и трудоустройство в селах Российской Федерации. Самой значимой помощью является так называемая «подъемная сумма» – это крупная субсидия, которую государство предоставляет специалистам для обустройства своей жизни в поселке. На эти материальные средства молодые люди могут приобрести жилье как из вторичного, так и из первичного рынка недвижимости.