Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В России сменили правила перерасчета за домовые нужды. Вырастет ли платеж». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Можно ли сэкономить на оплате общедомовых нужд
Сэкономить на общедомовых нуждах можно лишь за счет снижения потребления ресурсов, при наличии в доме индивидуальных приборов учета.
Сделать это возможно при помощи:
- Сокращения потребления холодной воды. В основном она уходит на уборку подъездов и полив зеленых насаждений возле дома. Уменьшить расход можно, однако в большинстве случаев это не целесообразно.
- Сокращения потребления горячего водоснабжения. Как правило, здесь подразумевается уменьшение количества мероприятий на подготовку дома к отопительному сезону. При проверке системы отопления, происходит большая потеря воды, что увеличивает затраты жильцов дома.
- Уменьшение количества потребляемой электроэнергии. Лампочки в подъезде, домофоны и лифты тратят приличное количество электричества, оплачивать которое приходится владельцам квартир. Временное отключение позволит сэкономить хорошие деньги.
Законодательно определено, что тарифы на водоотведение и водоснабжение устанавливаются органами местного самоуправления на календарный год.
Их величина зависит от ряда критериев:
- насколько изношена канализационная система с планированием ее частичной модернизации или текущих ремонтов;
- состояния сооружений для очистки сточных вод;
- иных факторов, связанных с наличием обслуживающего персонала и аварийных бригад.
Нормативные величины тарифов находятся в свободном доступе, и уточнить их можно в местной администрации или управляющей компании. Утверждаются для жильцов квартир, где счетчики отсутствуют.
Например тарифы в 2023 году без НДС, составили:
Город | Тариф, руб. |
---|---|
Москва | 35,53 |
Санкт-Петербург | 33,68 |
Севастополь | 39,28 |
Новосибирск | 21,40 |
Омск | 22,03 |
Самара | 20,88 |
Екатеринбург | 26,38 |
Тюмень | 57,35 |
Казань | 24,80 |
Уфа | 28,25 |
Определение платы за коммунальные услуги на ОДН по видам услуг
- Должна ли начисляться плата за ГВС на ОДН с собственника, если он поставил заглушку на горячей воде, и пользуется только электрообогревателем используя только холодную воду?
- Какова правовая оценка начислений ГВС на ОДН в квартирах с индивидуальным отоплением (котлами) в домах с центральным отоплением и центральным горячим водоснабжением.
- Как будет начисляться плата за ОДН, если услуга оказывается, но забор воды производится из квартиры собственника, имеющего прибор учета?
- МКД с мансардами, отопление 1-5 этажи централизованное, а в мансардах (6 этаж) установлены индивидуальные отопительные системы, то есть жильцы верхних этажей покупают холодную воду и газ.
- Как оплачиваются общедомовые расходы по всем видам коммунальных услуг в многоквартирных домах с непосредственным управлением?
- На общедомовые нужды берется только ХВС, а куда отнести ГВС?
- В сентябре месяце начислено всему жилфонду, но часть домов приняли решение мыть лестничные клетки 1 раз в месяц в летний период, т.е. вода на мытье, в т.ч. промывку расходуется только в летний период, как поступать управляющей организации в зимний период?
- Как будет начисляться плата за ОДН, если услуга не оказывается (мытье лестниц)?
- Как рассчитать водоотведение на общедомовые нужды? Не вся вода на общедомовые нужды попадает в систему водоотведения, например, используется на полив газона, технологические потери.
- Если проектом дома предусмотрена система отопления в подъездах, но вышла из строя. Взимается ли плата за отопление на ОДН в указанном случае?
- Если в подъездах отсутствует система отопления, взимается ли плата за ОДН с потребителей? Основание?
- Как производится начисление квартиросъемщику за отопление на квартиру и общедомовые нужды, если нет теплосчетчика на доме и тепловая энергия идет транзитом, но имеется теплоузел на несколько домов?
- Начисляется ли на лестничные клетки в многоквартирном доме плата за отопление, если в доме нет общедомовых приборов учета? Как определить объем в Гкал приходящийся на отопление лестничных клеток?
- Как определяется плата за ОДН по горячему водоснабжению при отсутствии централизованного горячего водоснабжения?
- Как определяется количество Гкал для приготовления 1 куб.метра горячей воды при открытой схеме теплоснабжения при отсутствии общедомового прибора учета?
- Как производить расчет платы на ОДН по тепловой энергии в квартирах с индивидуальным отоплением в МКД, оборудованных (не оборудованных) ОПУ тепловой энергии?
- Необходимо ли производить корректировку ОДН и как часто это нужно делать?
- На доме установлен общедомовой прибор учета горячего водоснабжения. Общедомовой прибор учета холодного водоснабжения на доме отсутствует. Правомерно ли считать ГВС по общедомовому счетчику, а ХВС по нормативу? Как считать водоотведение?
- Как рассчитывается плата за водоотведение ОДН в МКД, оборудованных коллективными приборами учета на холодную и горячую воду (при отсутствии коллективного прибора учета на водоотведение)?
- Как рассчитать размер платы на ОДН по водоотведению? В доме два ОПУ: один – на горячую воду, второй – на холодную воду?
Должна ли начисляться плата за ГВС на ОДН с собственника, если он поставил заглушку на горячей воде, и пользуется только электрообогревателем используя только холодную воду? |
---|
В данном случае можно воспользоваться аналогией п. 96 Правил № 354, согласно которому в случае если на период временного отсутствия потребителя исполнителем по обращению потребителя было произведено отключение и опломбирование запорной арматуры, отделяющей внутриквартирное оборудование в жилом помещении потребителя от внутридомовых инженерных систем, и после возвращения потребителя исполнителем в ходе проведенной им проверки был установлен факт сохранности установленных пломб по окончании периода временного отсутствия, то перерасчет размера платы за коммунальные услуги производится без представления потребителем исполнителю документов, подтверждающих временное отсутствие. То есть, если потребитель не намерен пользоваться услугами ГВС в его жилом помещении и поставил заглушку на сетях ГВС, то неначисление платы за услуги ГВС, потребленные в жилом помещении, для такого потребителя возможно при условии, что заглушка горячей воды опломбирована исполнителем и исполнитель регулярно осуществляет проверку сохранности такой пломбы. Плата за услуги ГВС, потребленные на ОДН, указанному потребителю начисляется в обязательном порядке, поскольку любые коммунальные услуги, предоставленные на ОДН, подлежат оплате всеми потребителями независимо от факта и объема потребления соответствующих услуг в жилых и нежилых помещениях МКД. Наверх |
Как пользоваться ресурсом
-именно Ваш случай и заводит Вас же в неверное суждение. поэтому и применяется указанная презумпция о равном объеме потребления и сброса. правда текущие нормы Правил по Постановлению Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 указывают об общедомовых нуждах на водоотведение только либо по коллективному прибору учёта водоотведения (НЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ), либо по нормативам — только с 01 07 2013 по пост губерн Владимирской области от 31 08 2012 № 983.
Вода, используемая на ОДН, практически всегда (моются ли полы в подъездах, поливается ли газон и т.д.) выливается на придомовую землю или остается на вымытых поверхностях и испаряется. В настоящее время водоканал считает, что сколько воды вошло в дом, столько же и вышло.
Будут ли ещё изменения?
Будут ли ещё изменения?
В обозримом будущем систему начисления ОДН снова могут реформировать. Подобно разбивке по оплате за свет в домах с электронагревательными приборами планируется пересмотреть нормативы для домов с лифтом и бойлером. Очевидно, что обеспечение общедомовых нужд в них требует больших ресурсов, а потому и норматив должен быть выше, чем у домов без лифтов и бойлеров. Тем не менее, пока он установлен на единой отметке на региональном уровне.
Всё это позволяет надеяться на успешное завершение процедуры оптимизации расчётов по коммунальным платежам не только на уровне страны, но и в каждом отдельно взятом доме. Управляющие компании вынуждены действовать строго в рамках закона, и хотя определённые лазейки для повышения сборов с жильцов у них ещё остаются, с каждым дополнением к реформе ОДН их становится всё меньше, а вместе с тем повышается и уровень жизни каждого жителя России.
Дорогие читатели!
Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).
Наверное, уже все живущие в многоэтажках и пользующиеся услугами коммунальщиков люди успели оценить изменения, которые внесли в начисление ОДН с 1 января 2021 года. Скажем прямо, людям эти изменения мало понравились, поскольку суммы в платежках вышли заметно выше, чем это было раньше. Не удивительно, ведь если отрасль начинает жить по новым правилам, значит, это нужно тем, кто за неё отвечает. А вот людям подобные изменения нравятся гораздо реже. Но деваться некуда, поскольку повлиять на происходящее, мы мало чем можем, так что приходится подстраиваться и изучать изменения, которые регулирует закон.
Кстати, кто не знает, ОДН переводится как общедомовые нужды. То есть блага, которыми по идее пользуются все жильцы. Это отопление, водоснабжение, электричество, уборка, вывоз мусора, работы на придомовой территории и не только. За все это надо платить, и делает это каждый из жильцов дома. Кто-то платит больше, кто-то меньше, но платежки приходят в регулярном порядке. Но как ответственный гражданин каждый человек должен разобраться, в чем же заключаются изменения, и как их наличие повлияет на расходы владельцев квартир.
Дорогие читатели!
Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа
Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно):
Правила начисления ОДН – со счётчиком и без
Правила начисления ОДН – со счётчиком и без
Пока повсеместная установка счётчиков в каждой квартире, а также общего счётчика на дом остаётся нереализованной перспективой, предусмотрены варианты оплаты ОДН для жителей зданий, в которых счётчиков по какой-то причине нет. Особенно важно это в случае с расчётом суммы за тепло и свет, ведь у каждого жителя потребление этого ресурса сугубо индивидуально, в отличие, к примеру, от потребления тепла.
Выше мы рассмотрели правила расчета при установленных счётчиках. Но если по приборам ориентироваться возможности нет, тогда на первое место выходят установленные государством единые тарифы. Они утверждаются на местном уровне с учётом особенностей каждого региона. Одна из актуальных задач управляющих компаний – информирование жильцов подконтрольных домов об этих тарифах. Следовательно, если вы хотите посчитать, сколько нужно заплатить, проверив соответствие квитанции действительности – смело звоните в управляющую компанию и запрашивайте информацию у оператора.
При расчёте норматив потребления умножается на площадь всех общедомовых территорий, а также на площадь квартиры, после чего делится на суммарную площадь всех квартир в доме.
Нормы водоотведения на ОДН
Постановление № 306 от определяет методы и порядок установки нормативов холодного и горячего водоснабжения/водоотведения в случае, если дом не оборудован поквартирными приборами учета.
Предельные нормативы на оплату общедомовых нужд по всем видам услуг устанавливаются органами местного самоуправления. Норматив на водоотведение на общедомовые нужды должен быть опубликован на сайте управляющей компании (УК).
Вновь принятые документы и поправки к действующим правилам призваны упорядочить оплату за ОДН. При установлении размера оплаты принимаются во внимание такие значимые факторы, как:
- наличие централизованного водоснабжения и водоотведения;
- объем и тип установленных ванн и прочее.
Например, в Ставропольском крае официальные нормативы потребления холодной воды по ОДН колеблются в пределах 0,029-0,067 кубометра на 1 м2. В основе их расчета лежал анализ факторов, позволяющих поддерживать надлежащее санитарно-гигиеническое и эксплуатационное состояние МКД.
Как рассчитывается норматив ОДН по электроэнергии и каков его размер в 2020 году
На горячую линию Энергонадзора за последний месяц поступило много звонков от возмущенных жильцов, проживающих в многоквартирном доме – по итогу за январь оплата по ОДН относительно потребления электроэнергии возросла в 4, а то и в 6 раз. Отличия в оплате существенные, в одном регионе больше, в другом меньше, и это понятно – нормативы устанавливает областная администрация каждого отдельного субъекта РФ.
- освещение лестничных площадок, тамбуров, подъездов;
- электричество, необходимое для бесперебойной работы домофонов;
- электроэнергия, которую потребляют лифтовые кабины;
- электричество для видеокамер, если они установлены в доме;
- технологические потери, фиксированные во внутридомовых сетях.
Период с 01 июля по 31 декабря 2019 года
Период с 01 июля по 31 декабря 2019 года
После утверждения Президиумом ВС РФ 23 декабря 2015 года «Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2015)» наконец-то была определена единая для всех судов РФ позиция, что «водоотведения на ОДН» нет, такая услуга не подлежит оплате ни потребителями в пользу исполнителей, ни исполнителями в пользу РСО, и в первом полугодии 2019 года острота вопроса стала спадать.
Однако уже 29 июня 2019 года Правительство РФ приняло Постановление 603 (проект ПП РФ разработан Минстроем России), которым внесены поправки в ряд НПА жилищной сферы. В числе прочего изменен подпункт «в» пункта 21 Правил 124, а именно: исключено распространение указанной нормы на определение объема водоотведения при расчетах ИКУ с РСО. Напомним — формула, утвержденная указанной нормой, ссылается на Правила 354. С учетом внесенной поправки, казалось бы, регулирование порядка расчета стоимости водоотведения, подлежащего оплате ИКУ в пользу РСО, больше в жилищном законодательстве РФ не предусматривалось. А поскольку жилищным законодательством (имеющим высший приоритет) вопрос не урегулирован, тогда подлежат применению нормы гражданского законодательства, в частности — Закон 416-ФЗ. Именно на этот закон в течение несколько лет ссылались РСО, требующие от ИКУ оплаты несуществующей услуги «водоотведение на ОДН».
Хочется отметить, что причиной внесения указанной поправки может быть (и иных вариантов просто невозможно придумать!) исключительно желание обязать ИКУ вносить в пользу РСО оплату «водоотведение на ОДН», тем самым увеличивая доходы соответствующих РСО. Через некоторое время после вступления в силу изменений Минстрой России письмом от № 28483-АЧ/04, подписанным лично А.В.Чибисом, разъяснил, что объем водоотведения многоквартирного дома (далее — МКД) при отсутствии ОПУ сточных вод и при наличии ОПУ ХВС и ГВС определяется как сумма показаний ОПУ ХВС и ГВС. То есть фактически Минстрой попытался вопреки ранее сложившейся судебной практике вернуть оплату «водоотведения на ОДН» от ИКУ в пользу РСО. Примечательно, что соответствующие поправки в Правила 354, регулирующие отношения исполнителей с потребителями, не вносились. То есть Минстрой России намеренно ухудшал положение УО/ТСЖ/ЖСК, попытавшись обязать их оплачивать в пользу РСО услугу, не подлежащую оплате потребителями в пользу ИКУ.
Однако, Минстрой России уже традиционно (как показывает практика) при подготовке проекта Постановления Правительства РФ не счел нужным проводить комплексный анализ норм законодательства, не стал разбираться в своем же творчестве, а просто изменил ту норму, на которую ссылались суды, признавая отсутствие «водоотведения на ОДН». Но оказалось, что не только подпункт «в» пункта 21 Правил 124 регулировал так интересующий Минстрой вопрос оплаты «водоотведения на ОДН».
Из комплексного анализа жилищного законодательства РФ вытекает следующее:
Правительством РФ принято Постановление от № 253, подпункт «б» пункта 2 которого устанавливает:
«2. Установить, что требования, утвержденные настоящим постановлением:
…
б) применяются к отношениям, вытекающим из договоров поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, заключенных управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами с ресурсоснабжающими организациями до вступления в силу требований, утвержденных настоящим постановлением, в части прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу этих требований».
Указанным Постановлением утверждены Требования к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, пункт 4 которых устанавливает:
«4. Поступившие исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальных услуг денежные средства, подлежащие перечислению в пользу ресурсоснабжающих организаций и регионального оператора (далее — платежи потребителей), перечисляются этим организациям способами, которые определены в договоре ресурсоснабжения, договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и которые не противоречат законодательству Российской Федерации».
Исходя из приведенной нормы оплата коммунальных ресурсов исполнителем коммунальной услуги в пользу соответствующей ресурсоснабжающей организации осуществляется именно из средств, поступивших исполнителю от потребителей в счет оплаты коммунальной услуги.
Абзац 2 пункта 13 Правил 354 устанавливает: «Условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом настоящих Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации».
Приведенные нормы коррелируются с Определением ВАС РФ от № ВАС-6046/14 («Обязательства компании перед ресурсоснабжающей организацией не могут быть большими, чем обязательства собственников и пользователей помещений многоквартирного жилого дома перед управляющей организацией по расчетам за поставленный ресурс (за исключением случаев, специально предусмотренных законом)») и с Определением ВС РФ от по делу № 307-ЭС15-8761 («В силу пункта 13 Правил № 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту»).
Исходя из сказанного, объем отводимых сточных вод, подлежащих оплате ИКУ в пользу РСО, равен объему водоотведения, подлежащего оплате потребителями такой услуги в пользу ИКУ. То есть расчет должен вестись именно в соответствии с Правилами 354. Закон 416-ФЗ в данном случае применению не подлежит.
Приведенная позиция подтверждается и «свежими» судебными постановлениями — например, Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от по делу № А42-7455/2016 установлено:
«В силу прямого указания пункта 13 Правил № 354 условия договоров о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов для предоставления коммунальных услуг потребителям определяются с учетом названных Правил и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 13 и пунктом 3 статьи 14 Закона № 416-ФЗ договоры водоснабжения и водоотведения являются публичными, а в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 426 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, Правительство Российской Федерации может издавать правила, обязательные для сторон при заключении и исполнении публичных договоров (типовые договоры, положения и т.п.), при этом условия публичного договора, не соответствующие таким правилам, ничтожны.
Таким образом, к отношениям сторон должны применяться положения Правил № 354, определяющие состав соответствующих коммунальных услуг.
…
Определение объема водоотведения на общедомовые нужды исходя из учтенных средствами измерений объемов воды, полученной абонентом из всех источников водоснабжения, включая горячее водоснабжения, противоречит требованиям Правил № 354.
Кто должен платить ОДН, и нужно ли это делать
Вопрос об оплате ОДН теряет свою актуальность. Это платеж уже исчез из платежек. Но радоваться рано. Вы заметили, что суммы в платежках стали выше? Дело в том, что жильцы обязаны выплачивать деньги за общедомовые расходы, но теперь они были включены в другие статьи коммунальных расходов. Новый закон выдали, чтобы он регулировал адекватность оценки и то, по каким тарифам происходит оплата каждой общедомовой услуги, связанной с отоплением, освещением или водоснабжением. Так что если рассматриваемый вид услуг перестал быть отдельной строкой коммунальных расходов, это не значит, что он исчез.
Теперь все рассчитывается гораздо грамотнее, ведь для расчета используются не только индивидуальные счетчики, но и общедомовые, которыми управляет сложная электронная схема. Потому сбить настройки или другим образом повредить систему не выйдет. Всем этим заведуют руководители коммунальных организаций, ведь это в их интересах – следить, чтобы показатели были правдивыми, иначе можно потерпеть серьезные убытки, компенсировать которые получится только через суд. А зачем эта лишняя нервотрепка, если её можно избежать, уделив системе чуточку больше внимания?
Теперь о том, кто заплатит за все квартиры, а пошли на улучшения условий в нежилых помещениях. Конечно, жильцам не слишком хочется платить за услуги по освещению подвала или чердака, ведь многие там никогда не бывают. Но ведь без этого невозможно получить качественное обслуживание в жилых комнатах. Так что каждый месяц приходится раскошеливаться.
Но есть ситуации, когда вопросами оплаты ОДН занимаются председатели управляющих организаций. Это редкость, но все же встречается, потому люди должны об этом знать. Но в исключительном большинстве ситуаций рассматриваемой проблемой должен заниматься каждый владелец квартиры, которая находится в определенном доме. Так что счет приходящий жильцам – это привычное явление, и чтобы не накапливать долги его надо оплатить.
Дорогие читатели!
Это быстро и бесплатно!
Или звоните нам по телефонам (круглосуточно).
Главой государства подписан федеральный закон об плате счетов за общедомовые нужды по коллективным счетчикам.
Россияне смогут платить за общедомовые коммунальные услуги
, а именно горячую, холодную воду и электроэнергию, по общедомовому счетчику. Соответствующий закон подписал президент России Владимир Путин. Эксперты положительно оценивают изменения, но говорят, что сейчас возвращается порядок исчисления, который существовал до 2020 года, а затем был упразднен и снова принят Госдумой в минувшую сессию.
Общедомовой прибор учёта отсутствует. Нужно ли в этом случае платить за ресурсы
В случае если по каким-то причинам общий счётчик отсутствует в многоквартирном доме, то расчёт расхода и плата за общедомовые нужды ведётся на основе персональных приборов учёта с применением специальных повышающих коэффициентов. Их показатели, как правило, не бывают выше 10%.
К примеру, жильцы дома потратили воду на сумму в 500 рублей. Тогда на оплату ОДН они вынужден будут отдать 50 рублей (500*0,1). Эта сумма может быть и меньше, всё зависит от самого коэффициента, который был установлен. Сам же норматив по потреблению ресурсов устанавливается местными региональными властями в зависимости от региона. Все интересующие размеры тарифов вы сможете посмотреть на сайте вашей управляющей компании.
Мнение эксперта Александров Дмитрий Петрович Практикующий юрист с 15-летним стажем
Специализируется на семейном праве
Обратите внимание! Часто фактические данные на оплату могут быть в разы больше, чем при расчёте с использованием формул. Причин тому много, например, сильный износ теплосетей, из-за которого часто возникают аварийные ситуации, связанные с прорывом труб
Всё это ведёт к потере ресурсов. Ещё одна ситуация: некоторые жильцы, неимеющие дома персонального счётчика, оплачивают расход воды по нормативу и прекращают экономить ресурс, забывая закрывать краны после использования. Само собой, общий расход тоже будет расти. Либо в квартире официально зарегистрирован только один жилец, а проживают с ним ещё три. Все квитанции будут приходить с расчётами на одного пользователя, когда по факту нужно платить за четверых.
Всё об ОДН с июля 2022 года
Таким образом, принятие нового закона позволяет обеспечить корректность и прозрачность начислений, люди, да и сами управляющие компании будут заинтересованы в установлении общедомовых приборов учета. К тому же, когда у собственников станет меньше вопросов по системе начислений ОДН, объем недополученных денег ресурсоснабжающими организациями должен значительно снизиться.
Сегодня рано говорить о полном разрешении этого вопроса. Многие дома еще не оборудованы соответствующими системами учета, хотя люди уже давно понимают их важность и необходимость. Счетчики позволяют обеспечить прозрачность начисления расчетов ОДН, исключить возможность необоснованных переплат. К тому же практика показала, что оплата по установленным нормативам значительно выше, нежели по показателям систем учета.